Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права - вопросы к экзамену 2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
630.27 Кб
Скачать

23. Справедливость как ценность. Историческая эволюция понятия «справедливость».

Справедливость – «первая добродетель общественных институтов» (Джон Роле). Ее можно рассматривать и как идеальную цель общественных отношений, в том числе государственно-правовых, и как критерий их оценки.

Этот принцип должен действовать «вопреки таким широко применяемым принципам как удобство, целесообразность, выгода, преимущество» (Уолкер). Важнейший признак справедливости - в отсутствии личной заинтересованности (Эрлих).

Справедливость – ценность особого рода, сложная, комплексная, многосоставная. Известный итальянский юрист Н. Боббио определял ее как совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право. Иными словами, справедливость проявляется в других ценностях, она устанавливает их иерархию и соотношение между ними. Конкретное преломление тех или иных ценностей подлежит проверке на предмет справедливости.

Историческая эволюция понятия «справедливость»

1. Античность. Категория «справедливости» впервые подверглась обстоятельному разбору в «Большой этике» и «Никомаховой этике», а также «Политике» Аристотеля. Обращает на себя внимание широта и многоплановость этого понятия. Оно и выражается разными, хотя и близкими терминами – справедливое, справедливость, правосудность, правосудие (в более широком смысле, чем современное употребление этого слова) и т.п. Для Аристотеля справедливость – это и личная добродетель (склонность, способность поступать справедливо), и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ (норма справедливости). Справедливость – сугубо общественное явление. Хотя она выступает и в качестве личной добродетели, проявляется справедливость только в отношении к другим лицам.

Аристотель выделяет разные виды справедливости применительно к формам общественных отношений. Он говорит о «домашнем справедливом», имея в виду отношения между отцом и детьми, хозяином и слугой, о «справедливом» в отношениях между мужем и женой и «гражданской справедливости», которую он называет также «государственной справедливостью» (в центре его внимания). Признаками, компонентами или принципами гражданской (политической) справедливости, по Аристотелю, являются: уважение к интересам других («чужое благо»), равенство или соразмерность и общее благо.

Другой критерий деления справедливости, применяемый Аристотелем, – по ее источнику или происхождению. «Справедливость может быть природная (общая) и установленная законом (частная)».

2. Средние века. Христианская этика с ее основополагающим правилом «возлюбить ближнего своего как само­го себя» представляет собой отрицание эгоцентризма и уважение к «чужому благу».

3. Возрождение. Утилитаристский принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей» служит модификацией общего блага как критерия оценки всех человеческих учреждений и поступков.

Жан-Жак Руссо, исходивший по существу из этого принципа еще до того, как он был сформулирован основоположником утилитаризма И.Бентамом, полагал, что наибольшее благо всех граждан «сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству». Речь идет не о пропорциональности, не о равенстве по достоинству, а о фактическом равенстве, причем не только в политических правах, но и в имущественном положении (эгалитаризм).

4. 19й век. - Пьер Жозеф Прудон, вслед за Кантом и Гегелем полагал, что справедливость – это «признание в другом личности равной нашей». Справедливость и равенство для него синонимы. Как и Руссо, Прудон – сторонник эгалитаризма.

На протяжении тысячелетий сохраняется и традиция отождествления справедливости с общим благом. Рудольф Иеринг: «Против притязания на защиту, предъявляемого личным эгоизмом, общество имеет право выставить свои интересы. Интересы же общества составляют то, что выгодно не одному, а всем, на чем все могут сойтись, и этот интерес… есть не что иное, как справедливость. Она выше свободы, индивид су­ществует не для себя исключительно, но и для ми­ра; поэтому свобода, т.е. то, что соответствует личным интересам индивида, и должна подчиняться справедливости, т.е. тому, что требуется интересами всех».

5. Социалистический подход. Был выдвинут тезис о неполноте, урезанности и даже фальшивом характере справедливости, сводимой лишь к формальному, юридическому равноправию, о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости.

6. Современные концепции. «В основе современной концепции справедливости лежат достоинство личности и социальная справедливость» (Арно)

Джон Ролз. Формулирует два принципа справедливости. Первый состоит в том, что все люди обладают равными основными свободами, совместимыми с такой же свободой других людей. Это юридическое и политическое равенство, причем последнее возможно лишь в форме «конституционной демократии».

Второй принцип подразделяется на два положения.

1. Социальное и экономическое неравенство допустимо только в пользу наиболее обездоленных. Именно в этом случае оно будет служить благу общества в целом.

2. При этом должности и общественный статус должны быть доступны всем.

Замысел Ролса – обеспечение социально-экономической справедливости без пренебрежения правами человека.

Такая позиция характерна для подавляющего большинства политиков, философов, правоведов последних десятилетий. Исключение составляют лишь представители консервативных кругов, нередко именующие се­бя либералами. Их наиболее известный во второй половине XX в. идеолог Ф. Хайек полагал, что социальная справедливость нереальна и бессмысленна, а попытки ее осуществления связаны только с тоталитарным государством и противоречат свободе личности. В постсоветской России именно такое отношение к справедливости и связанное с ним отрицание государственного регулирования социально-экономических отношений берется на вооружение правыми партиями и рядом юристов, в частности некоторыми сторонниками «либертарно-юридической теории права и государства».