Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10,24,39.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
249.72 Кб
Скачать

35. Первоначальный буддизм

Первоначальный буддизм. Буддизм возникает как этическое учение. Говорят, что Будда сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимо­отношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда якобы осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддиз­ма сосредоточил на вопросе освобождения человека от страдания, которым преисполнен мир. Первоначальный буддизм — своего рода диалектическое отрицание брахманизма, отрицание с моментом преемственности. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном по­нимании жизни. Если брахманизм учил, что страда­ние — наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие позволяет избавиться от страданий и до­стичь счастья, то буддизм стал учить, что всякая жизнь — страдание и что в сансаре не может быть счастливых жизней. И никакие жертвоприношения бо­гам здесь не помогут. В мире господствует безличный моральный закон. Боги бессильны перед страданиями жизни. Единственное средство избавиться от страда­ний — полностью выйти из сансары.

Трудно сказать, что просветило Сиддхартху Гаутаму под легендарным деревом. По всей вероятности, он об­рел там то, что счел за основной нравственный закон жизни. Смысл его в том, что зло и добро — абсолют­ные антиподы, так что зло порождает только одно лишь зло, а добра породить не может. Возможно, что это можно прочитать в тех строках «Дхаммапады» (ча­сти канона), в которых говорится: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсут­ствием ненависти прекращается она».

«Открытие» Будды легло в основу его учения о «че­тырех благородных истинах». Первая из этих «истин» уже известна: жизнь есть страдание, а именно «рожде­ние — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, разлука с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемого .— стра­дание»64. Буддизм видит лишь теневую сторону жиз­ни. Вторая «истина» говорит о происхождении страда­ния. Будда усматривает корень страдания в жажде жизни: «Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда на­слаждения, жажда существования, жажда гибели». Третья «истина» делает обобщение — следовательно, страдание имеет причину, и эта причина может быть познана. Поэтому возможно избавление от страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жаж­ды, отказ [от нее], отбрасывание, освобождение, остав­ление [ее]». Наконец, четвертая «истина» говорит о пути, ведущем к освобождению от страдания. Этот путь восьмеричен.

Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого не­обходим правильный путь. Нужны правильное понимание, правильная решимость, правильная речь, травиль­ное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточе­ние. Правильное понимание (видение) — должное по­нимание четырех «благородных истин». Правильная ре­шимость — решимость преобразовать свою жизнь в со­ответствии с четырьмя «благородными истинами». Правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров. Правильное действие — непричинение зла живому (ахимса), «не -укради» и т. л. Правильный образ жизни — привычка жить честным трудом. Правильное усилие — постоян­ная борьба с соблазнами, с дурными мыслями. Пра­вильное внимание (направление мысли) — понимание преходящести всего и отрешенность от того, что при­вязывает человека к жизни, отвращение к телу, уму и чувствам.

Правильное сосредоточение имеет четыре ступени: на первой ступени мы сосредоточиваем свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении и истолковании истин; затем, на второй ступени, потребность в исследовании и связанное с этим исследованием беспокойство отпа­дают — вера в четыре «благородные истины» рассеи­вает все сомнения, и мы достигаем душевного спокой­ствия и радости; затем, на третьей ступени, мы осво­бождаемся от этой радости и от ощущения своей телес­ности; наконец, на четвертой ступени, мы достигаем состояния полной невозмутимости и совершенного без­различия. Это состояние Будда назвал нирваной.

Слово «нирвана» можно, по-видимому, перевести как угасание, потухание. Нирваны достичь нелегко. До­стигший ее называется архатом. В «Дхаммападе» сказано: «Трудно стать челбвеком; трудна жизнь смерт­ных; трудно слушать истинную дхамму; трудно рожде­ние просветленного». Брахман — не тот, кто брахман, а тот, кто достиг нирваны, архат. Сама по себе нир­вана выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна. Есть причина достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века и никем не сотворена. О нир­ване нельзя сказать ни того, что она возникла, ни то го, что она не возникла, ни того, что она должна воз­никнуть. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Однако ее можно воспринять разумом-: «Праведный ученик, иду­щий по правильному пути, с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных желаний, видит нирвану»65. Это некое состояние высшего и полного просветления.

Вторая ступень раннего буддизма. На этой ступени этика буддизма получает некоторую опору в учении о бытии, Начатки онтологии буддизма были заложены в, первоначальном буддизме, в его диалектике, в учении о том, что все изменчиво: «Что кажется вечным — ис­чезнет; высокое снизится; где есть встреча — будет и разлука; все, что рождено, — умрет». Для онтологии и антропологии буддизма характерны теории зависимого происхождения, кармы, изменяемости и несуществова­ния души.

Теория зависимого происхождения говорит о том, что не важно, имеет ли мироздание начало и конец во времени и пространстве или не имеет: Важно то, что внутри мира все друг от друга зависит, все причинно обусловлено, ничто не происходит случайно, беспри­чинно. Если есть это — будет и то. Буддизм одним из первых в истории философии сформулировал закон при­чинности. Теория кармы — истолкование кармы брах­манизма как закона причинности. Теория изменяемо­сти, характерная и для первоначального, диалектиче­ского буддизма, приняла теперь крайнюю форму мо-ментальности: никакая вещь не существует долее од­ного неделимого момента времени, т. е. в каждый мо­мент вещь иная. Нет никакой неизменной субстанции, нет никакого бытия, есть лишь становление, гласит релятивистский тезис буддизма. Теория несуществования души отрицает также и субстанциональность души. Она тоже всего лишь становление, поток сознания. Имен­но представление о душе как субстанции — иллюзия, привязывающая человека к миру страдания. Индивид подобен колеснице. Как она есть совокупность осей, колес, оглоблей и других частей, так и человек — ус­ловное название совокупности различных состояний те­ла и сознания. Поэтому душа смертна. Но как же тог­да действует закон кармы, который буддизм истолковал как причинность, но не отрицал вовсе? Новая комби­нация психических состояний определяется предшест­вующей комбинацией, это как бы закон моральной на­следственности.

Третья ступень раннего буддизма. В III в. до н. э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве офици­альной идеологии. В ходе истории буддизм раскалыва­ется на два крыла, на Хинаяну и Махаяну. Хинаяна («Малая колесница») ближе к первоначальному буд­дизму. В Махаяне («Большой колеснице») место арха-та — отшельника-индивидуалиста — занял святой — бодхисатва, который спасает не только себя, но и дру­гих, неспособных своими силами достичь нирваны. Са­ма нирвана, непонятная массам, подменяется раем, где обитают достигшие спасения, но еще не погрузившиеся в нирвану. Этот рай занимает как бы промежуточное положение между миром страдания и миром нирваны, который не мог заинтересовать широкие массы. Душа восстанавливается в своих правах, преходяще и несуб­станционально только видимое «я», «я» же как таковое вечно, а значит, и душа вечна. Будда постепенно обо­жествляется, «его образ трансформируется в целый пан­теон будд. Главное условие спасения видят уже не столько в восьмеричном пути, сколько в поклонении буддам. Буддизм вырождается в религию, но не цели­ком. Развиваются и философские школы. Это мадхьями-ки, йогачары, саутрантики и вайбхашики. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в Ин­дии не удержался. Там к концу I тыс. н. э. не осталось ни одного буддиста. (В настоящее время буддисты в Индии есть, но их немного). Буддизм был преодолен брахманизмом, принявшим форму индуизма. Сам Буд­да был включен в пантеон индуизма как одно из во­площений Вишну.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]