
- •Вопрос 2: Гегель о философской мысли Древнего Востока.
- •2. Г. Гегель о философской мысли Древнего Востока.
- •3.Понятия «Восток» и «Запад» в их традиционном и современном значении.
- •4. Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада».
- •5. Отражение проблемы «Востока и Запада» в истории философии и культуры и ее современное состояние
- •7. Специфика древневосточной философии.
- •1. Специфика философии древнего Китая.
- •2. Специфика философии древней Индии.
- •8. Сравнительный анализ процессов возникновения философии в культурах Востока и Запада
- •8. Предфилософия Ближнего Востока (Древний Вавилон)
- •9. Предфилософия Ближнего Востока (Древний Египет и Иран)
- •11.Специфика древнекитайской мифологии. Краткий анализ первых литературных памятников Древнего Китая.,
- •Вопрос 12: Возникновение древнекитайской философской мысли и её специфика.
- •16.Учение Конфуция об управлении обществом и государством.
- •Вопрос 20: Исторические судьбы конфуцианства. Место и роль конфуцианства в современном Китае.
- •Противостояние конфуцианства и легизма.
- •26. Конфуцианское и даосское понимание Дао
- •27.Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао.
- •31. Веды как основной источник религиозно-мифологической традиции Древней Индии. Структура Вед.
- •32) Упанишады: зарождение первых философских категорий.
- •34. Религиозно-философское учение джайнизма.
- •35. Первоначальный буддизм
- •37. Школа чарвака-локаята
- •39. Философия санкхьи
- •I. Введение
- •4. Эволюция вселенной 1
- •VI. Заключение
35. Первоначальный буддизм
Первоначальный буддизм. Буддизм возникает как этическое учение. Говорят, что Будда сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда якобы осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на вопросе освобождения человека от страдания, которым преисполнен мир. Первоначальный буддизм — своего рода диалектическое отрицание брахманизма, отрицание с моментом преемственности. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание — наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие позволяет избавиться от страданий и достичь счастья, то буддизм стал учить, что всякая жизнь — страдание и что в сансаре не может быть счастливых жизней. И никакие жертвоприношения богам здесь не помогут. В мире господствует безличный моральный закон. Боги бессильны перед страданиями жизни. Единственное средство избавиться от страданий — полностью выйти из сансары.
Трудно сказать, что просветило Сиддхартху Гаутаму под легендарным деревом. По всей вероятности, он обрел там то, что счел за основной нравственный закон жизни. Смысл его в том, что зло и добро — абсолютные антиподы, так что зло порождает только одно лишь зло, а добра породить не может. Возможно, что это можно прочитать в тех строках «Дхаммапады» (части канона), в которых говорится: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».
«Открытие» Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из этих «истин» уже известна: жизнь есть страдание, а именно «рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, разлука с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемого .— страдание»64. Буддизм видит лишь теневую сторону жизни. Вторая «истина» говорит о происхождении страдания. Будда усматривает корень страдания в жажде жизни: «Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели». Третья «истина» делает обобщение — следовательно, страдание имеет причину, и эта причина может быть познана. Поэтому возможно избавление от страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ [от нее], отбрасывание, освобождение, оставление [ее]». Наконец, четвертая «истина» говорит о пути, ведущем к освобождению от страдания. Этот путь восьмеричен.
Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь. Нужны правильное понимание, правильная решимость, правильная речь, травильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. Правильное понимание (видение) — должное понимание четырех «благородных истин». Правильная решимость — решимость преобразовать свою жизнь в соответствии с четырьмя «благородными истинами». Правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров. Правильное действие — непричинение зла живому (ахимса), «не -укради» и т. л. Правильный образ жизни — привычка жить честным трудом. Правильное усилие — постоянная борьба с соблазнами, с дурными мыслями. Правильное внимание (направление мысли) — понимание преходящести всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, уму и чувствам.
Правильное сосредоточение имеет четыре ступени: на первой ступени мы сосредоточиваем свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении и истолковании истин; затем, на второй ступени, потребность в исследовании и связанное с этим исследованием беспокойство отпадают — вера в четыре «благородные истины» рассеивает все сомнения, и мы достигаем душевного спокойствия и радости; затем, на третьей ступени, мы освобождаемся от этой радости и от ощущения своей телесности; наконец, на четвертой ступени, мы достигаем состояния полной невозмутимости и совершенного безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной.
Слово «нирвана» можно, по-видимому, перевести как угасание, потухание. Нирваны достичь нелегко. Достигший ее называется архатом. В «Дхаммападе» сказано: «Трудно стать челбвеком; трудна жизнь смертных; трудно слушать истинную дхамму; трудно рождение просветленного». Брахман — не тот, кто брахман, а тот, кто достиг нирваны, архат. Сама по себе нирвана выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна. Есть причина достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века и никем не сотворена. О нирване нельзя сказать ни того, что она возникла, ни то го, что она не возникла, ни того, что она должна возникнуть. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Однако ее можно воспринять разумом-: «Праведный ученик, идущий по правильному пути, с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных желаний, видит нирвану»65. Это некое состояние высшего и полного просветления.
Вторая ступень раннего буддизма. На этой ступени этика буддизма получает некоторую опору в учении о бытии, Начатки онтологии буддизма были заложены в, первоначальном буддизме, в его диалектике, в учении о том, что все изменчиво: «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча — будет и разлука; все, что рождено, — умрет». Для онтологии и антропологии буддизма характерны теории зависимого происхождения, кармы, изменяемости и несуществования души.
Теория зависимого происхождения говорит о том, что не важно, имеет ли мироздание начало и конец во времени и пространстве или не имеет: Важно то, что внутри мира все друг от друга зависит, все причинно обусловлено, ничто не происходит случайно, беспричинно. Если есть это — будет и то. Буддизм одним из первых в истории философии сформулировал закон причинности. Теория кармы — истолкование кармы брахманизма как закона причинности. Теория изменяемости, характерная и для первоначального, диалектического буддизма, приняла теперь крайнюю форму мо-ментальности: никакая вещь не существует долее одного неделимого момента времени, т. е. в каждый момент вещь иная. Нет никакой неизменной субстанции, нет никакого бытия, есть лишь становление, гласит релятивистский тезис буддизма. Теория несуществования души отрицает также и субстанциональность души. Она тоже всего лишь становление, поток сознания. Именно представление о душе как субстанции — иллюзия, привязывающая человека к миру страдания. Индивид подобен колеснице. Как она есть совокупность осей, колес, оглоблей и других частей, так и человек — условное название совокупности различных состояний тела и сознания. Поэтому душа смертна. Но как же тогда действует закон кармы, который буддизм истолковал как причинность, но не отрицал вовсе? Новая комбинация психических состояний определяется предшествующей комбинацией, это как бы закон моральной наследственности.
Третья ступень раннего буддизма. В III в. до н. э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии. В ходе истории буддизм раскалывается на два крыла, на Хинаяну и Махаяну. Хинаяна («Малая колесница») ближе к первоначальному буддизму. В Махаяне («Большой колеснице») место арха-та — отшельника-индивидуалиста — занял святой — бодхисатва, который спасает не только себя, но и других, неспособных своими силами достичь нирваны. Сама нирвана, непонятная массам, подменяется раем, где обитают достигшие спасения, но еще не погрузившиеся в нирвану. Этот рай занимает как бы промежуточное положение между миром страдания и миром нирваны, который не мог заинтересовать широкие массы. Душа восстанавливается в своих правах, преходяще и несубстанционально только видимое «я», «я» же как таковое вечно, а значит, и душа вечна. Будда постепенно обожествляется, «его образ трансформируется в целый пантеон будд. Главное условие спасения видят уже не столько в восьмеричном пути, сколько в поклонении буддам. Буддизм вырождается в религию, но не целиком. Развиваются и философские школы. Это мадхьями-ки, йогачары, саутрантики и вайбхашики. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в Индии не удержался. Там к концу I тыс. н. э. не осталось ни одного буддиста. (В настоящее время буддисты в Индии есть, но их немного). Буддизм был преодолен брахманизмом, принявшим форму индуизма. Сам Будда был включен в пантеон индуизма как одно из воплощений Вишну.