Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборка_античка.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
557.06 Кб
Скачать

31. Особенности первого периода творчества Эсхила (трагедия «Персы»).

К этому периоду относятся трагедия «Персы» и трагедия «Просительницы» («Молящие»).

Особенности этапа:

трилогичность трагедий (в то время не ставили одну трагедию, а сразу три)

трагедия того периода еще очень близка хоровому пению. Главную роль в трагедии исполняет хор. Партии хора занимают 2/3 текста.

Но есть и отличие от хора — появляется один актер, отвечающий на вопросы хора. Эсхил прибегает еще к одному персонажу — вестнику.

Трагедия «Персы» была посвящена Саламинской битве. Она входила в трилогию: «Финей» была первой частью, «Персы» занимали вторую позицию, «Главк» был заключительной частью.

Трагедия поставлена в 472 году — свидетели Саламинской битвы были еще живы.

В довольно архаическом виде Эсхил оформляет новые идеи: Ксеркс — преступник, должен быть наказан. Для Эсхила совершенно очевидно, что демократическое устройство полисов — гораздо прогрессивная форма по сравнению с восточными деспотиями.

Эсхил, прославяя победу сограждан над захватчиками, избирает форму плача персидских старейшин по погибшему войску, то есть действие происходит даже не в Греции, а в столице персидского государства. Эсхил описывает войска Ксерксов как почти необоримую демоническую силу, по сравнению с которым Греция мала и ничтожна.

царица Атоса, мама Ксеркса, она появляется перед старейшинами как раз с тем е вопросом, что задавали и они — нет ли вестей? Рассказывает о страшном сне, смысла которого понять она не может: она увидела своего сына в странных, опасных обстоятельствах. вносит тревожную нотку в торжественный гимн, появляется вестник и рассказывает всем обо страшном поражении Ксеркса при острове Саламин. Причем он опять перечисляет войска, имена военачальников. Персы в ужасе.

Потом как-то появляется тень царя Дария, который упрекает сына Ксеркса за непомерную гордыню, надменность по отношению к богам, за нарушение мирового порядка, а потом еше и предрекает персам поражение на суше.

И вот, наконец, в последнем акте появляется сам Ксеркс, жалуется на свою судьбу, и вся трагедия заканчивается плачем по утраченному персидскому могуществу. И опять следует перечисление войск и полководцев, но это уже имена мертвых.

Эсхил прославляет прежде всего свой великий народ — это патриотическая поэма.

32. Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Философский и символический смысл образа в последующие века европейской истории (Гёте, Байрон, Шелли, Шеллинг, Гегель, Ницше)

Образ Прометея у Эсхила.

Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Сам Прометей – это сверхчеловечески мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, вне всяких колебаний и противоречий. Тональность всего произведения – восхвалительно-риторическая направленная в адрес единственного героя, Прометея. Всё его возвышает. Его рассказы и разговоры о прошлом, в частности о благодеяниях людям, нисколько не подвигая действие вперёд, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, и необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении. То, что является у Эсхила в произведении развитием действия – есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности самого Прометея. (Прометей – благодетель, научил считать, читать, молится, строить дома, пахать землю и всему чему угодно) В боге сочетается и человеческое и божеское.

Гесиод.

Образ Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах и днях». Прометей у Гесиода не имеет ничего общего с Прометем Эсхила. Он изображён обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В Социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезызвестен: земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. (Разная подача стихотворений у Гесиода и Эсхила, его заслуги уменьшаются)

Байрон:

он называет Прометея символом силы и полубогом, а так же говорит о том, что в его не смирении лежит пример для всех людских сердец. Однако, Байрон говорит и о том, что над всем властвует рок, и о том, что Прометей скован яростной судьбой. Байрон пишет, что «титан», так он называет Прометея, смотрел без презрения на землю и на человеческую боль. Он говорит о силе и мужестве Прометея, о том, что он принял всё, как есть и не стал сопротивляться судьбе. Байрон, пишет, несмотря на всё, то, что происходит с Прометеем, душа его при этом останется неизменной.

Гёте:

Стихотворенье «Прометей» пронизано ненавистью к Зевсу. Гёте говорит ему о том, что Зевс не разрушит ничего что создано был не им. романтический образ свободного героя. Прометей – кумир, воплощение человеческой свободы, разума, уверенности в собственных силах, может даже больше, чем бог, развенчивает богов. Разумно-героический идеал античности у романтиков сочетался с беспредельным стремлением стихийного индивидуализма. Революционный порыв байроновского «Прометея»: Прометей – поверженный бунтарь, он сдерживает стоны, чтобы не дать повода для смеха (баллада).

Подвиг служения человечеству в «Освобожденном Прометее» Шелли (1819). Шелли тоже романтик и свободолюбец. Ницше: Прометей – сверхчеловек, имеет право на бунт, это выделяет его, возвышается за счет страданий. Шиллинг оправдывает Прометея как преступника и Зевса как карателя. Гегель: Прометей принес людям материальную культуру, он – бунтарь.