Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ставер - ответы по Межд 2003.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
583.68 Кб
Скачать

43. Окончание войны и ее правовые последствия.

Способы прекращ-я воен. действий:

1. Перемирие – приостановка военных действий по соглашению сторон. Нарушение постановлений актов перемирия – это противоправное посяг-во на з-ны и обычаи войны, влечёт м/н отв-сть.

2. Безоговорочная капитуляция побеждённой стороны (после разгрома фашистской Германии 8.05.45. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции герм. воор-х сил, 2.09.45. – капитуляция Японии).

Обычно прекращ-е воен.действий – этап на пути к прекращ-ю состоянию войны.

Прекращ-е состояния войны – это окончат-ое урег-ние пол-ких, эк-ких, тер-ых и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий. Форма осущ-ния мирного урег-ния – закл-е мирного договора (после 2 МВ страны антигитлеровской коалиции 10.02.47. подписали мирные дог-ры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией, в к-ых говорится о границах гос-в, полит-ких обязат-вах не допускать возрождения фашистских орг-ций, о репатриации военнопленных).

Прекращ-е состояния войны – это не только акт нормализации сотв. двусторонних отн-ий, но и фактор упрочнения м/н мира.

3. Односторонние акты (состояние войны с Германией было прекращено в 1-ой пол.50-х гг. актами США, Франции, Англии).

4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.01.55. прекратил состояние войны м/у СССР и Германией.

44. Толкование ч.4 ст.15 Конституции рф.

Конституция иначе, чем это было в ранее действовавшем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ: они являются составной частью правовой системы России.

Конституция, развивая отечественный опыт взаимодействия национального и международного права и учитывая практику конституционного регулирования других государств, преодолела многие препятствия к открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В данном контексте весьма примечательны многие положения преамбулы Конституции, в том числе об осознании многонациональным народом РФ себя частью мирового сообщества, уважении к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, утверждении прав и свобод человека и гражданина как свидетельства ясного понимания объективного характера региональных, континентальных и планетарных интеграционных процессов и ориентации Российского государства на участие в них.

В развитие положений преамбулы ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Словосочетание "общепризнанные принципы и нормы международного права" содержатся также в ст. 17, 63 и 69 Конституции.

Отсюда, однако, не следует, что Конституция воспроизвела так называемую монистическую теорию соотношения отечественного правопорядка и международного права, согласно которой они образуют единую систему. Напротив, в самом тексте ч. 4 комментируемой статьи отчетливо просматривается признание международного и внутригосударственного права двумя различными правовыми системами, что имеет под собой глубокие основания. В частности, международное право отличается от внутригосударственного права по объему регулирования, субъектам, процессам создания и источникам, гарантиям соблюдения и продолжает оставаться в основном межгосударственным правом. Что же касается Конституции, она устанавливает механизм их согласования и взаимодействия. Такое согласование и взаимодействие осуществляется в структуре национального правопорядка, в конституционных и отраслевых правоотношениях, а также в правоприменении, следовательно, функционально возложено не только на законодательную и исполнительную власть, но и на правосудие.

Таким образом, нормативное содержание положений ч. 4 ст. 15 значительно богаче и не столь линейно, как это нередко интерпретируется. Во-первых, указанные положения представляют собой общую трансформацию общепризнанных принципов и норм международного права в качестве обязательных для субъектов российского права. Эти принципы и нормы в силу их опосредования Конституцией и прямого конституционного веления непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие, ориентируют их, определяют пределы дискреции и устанавливают определенные запреты. При этом на федеральном законодателе также лежит обязанность по установлению санкций за нарушение указанных принципов и норм, рецепированных Основным Законом, субъектами внутригосударственного права.