
- •§ 1. Классификация явлений
- •§ 2. Предмет и объем государственной науки
- •§ 3. Государственное право, как научная отрасль
- •§ 4. Отношения между общим учением о государстве и государственным правом
- •§ 5. Система науки.
- •§ 6. Общий характер развития научного мышления. Миросозерцание древних народов.
- •§ 7. Научное политическое мышление в средние века.
- •§ 8. Первые представители новоевропейской науки о государстве.
§ 5. Система науки.
Предметом изучения как общего учения о государстве, так и государственного права, является природа государства, его строение, статика, только что первое изучает ее как явление, второе—лишь постольку, поскольку она отражается и выражается в юридических нормах. Первый вопрос, таким образом, в той и другой отрасли знания касается установления самого понятия государства; ввиду сложности изучаемого объекта, та и другая отрасль знания останавливает, далее, на изучении элементов государства, т. е. главных его составных частей, и на уяснении того соотношения, которое обнаруживается между этими частями; каждая часть, в свою очередь, подлежит детальному анализу. Логически связанное изложение всех положений, характеризующих собою строение государства, и представляет собою систему той и другой из рассматриваемых нами отраслей знания, поскольку вопрос касается самого понятия природы государства. Главнейшими частями этой системы являются: учение об организации государственной власти; учение о народе, составляющем собою государство, и учение о территории, на котором государство расположено.
Хотя природа государства характеризуется признаками, всегда и везде сопутствующими государству, тем не менее самые признаки или свойства государства, будучи всегда налицо, не остаются во времени неизменными. Ввиду этого общее учение о государстве, определяя природу государства, констатируя существенные свойства государства и их соотношение, не может указать на них иначе, как в определенной, свойственной какой-либо данной эпохе, форме. Общее учение о государстве не в состоянии представить эту природу государства вне времени, или в таком виде, в котором она была бы правильна для каждого времени; вот почему, уяснивши или определивши постоянные свойства государства, упомянутая наука должна изучать их в их развитии с момента возникновения государства. Конечная задача науки в этом отношении заключается, как уже выше сказано, в уяснении причинной связи и закономерности явлений, характеризующих собою существование государственного строения во времени, его постоянное развитие или постепенный упадок.
Таким образом, в общем учении о государстве второй крупный отдел составляет учение об эволюции государства—это, так сказать, динамика государственного строения. Вопрос о происхождении или возникновении государства стоит здесь на нервом плане. Современные примитивные государства могут дать для уяснения этого вопроса много ценных указаний. Приемы, к которым должен прибегать ученый, изучая эволюцию государственного строения, излагаются в отделе о методах научного исследования. Проследить тот путь, по которому движется государственная структура, отметить временные формы этой структуры, замену одной формы другою, причинную связь и условия в процессе политической трансформации, в конце концов установить законы политической эволюции - вот задачи науки о государстве. Система отдела, изучающего эволюцию государства, представляет собою ряд исторически последовательных смен политических культур или периодов государственной жизни.
В систему как общего учения о государстве, так и государственного права, входит учение о природе государства, об основных его элементах,—государственной власти, народе и территории. Мы сказали также, что в систему общего учения о государстве входит вопрос о происхождении государства, и это, без сомнения потому, что эта наука изучает природу государственную не только в ее статическом состоянии, по и в ее развитии, при вопросе о развитии необходимо возникает вопрос об эмбриональном состоянии государства, следовательно, и об его происхождении. Так как первобытные времена человечества навсегда канули в вечность и никогда не могут быть восстановлены сколько-нибудь точно в нашем представлении, то изучение государственного строя у современных народов примитивной культуры должно в известной мере содействовать уяснению вопроса о происхождении государства. Дать точный и безошибочный ответ на этот вопрос наука, однако, едва ли когда-нибудь будет в состоянии, подобно тому, как она не в состоянии дать ответа на вопрос о происхождении человека. Наука государственного права и совсем не занимается этим вопросом, так как вообще имеет предметом изучения не явления, по государственные нормы; в этих нормах, хотя бы они существовали в виде неписанного обычного права, мы тщетно пытались бы найти указания на происхождение государства. Наука государственного права не ставит себе такой задачи.
Другой общий и важный вопрос—это вопрос о цели государства. Когда государственная наука носила характер политики, тогда этот вопрос играл, можно сказать, первенствующую роль. Старинные писатели и ученые полагали, что цель государства отличает его от всякого другого союза людей; они не мало потрудились над разрешением вопроса, какова эта цель, представляя ее обыкновенно идеальною, возвышенною; общее счастие и благополучие, обеспечение безопасности, достижение высшего нравственного совершенства—вот те цели, которых, по мнению большинства государствоведов и философов XVII и XVIII веков, должно достигать государство. В настоящее время, когда наука о государстве в достаточной степени разобралась в материале, подлежащем ее изучению, и в оценке тех средств, при помощи которых она может и должна оперировать, учение о целях государства потеряло свое прежнее значение. Теперь для всякого понятно, что задачи, преследуемые государством, находится в самой тесной зависимости от степени политической культуры государства. В государствах первобытные культуры обыкновенно никаких возвышенных целей не преследуется; напротив, в государствах достигших уже высокого развития, каковы, напр., современные европейские и американские государства, высшие цели юридического, нравственного, религиозного характера достигаются не только союзами государственного характера, но и многими другими союзами.
Тем не менее, вопрос о цели или целях государства и в настоящее время не может считаться праздным, только что современная наука, не будучи политикой, должна установить правильную точку зрения в этом отношении. Если общее учение о государстве вносит вопросы о цели государства в область своих исследований, то, не для того, чтобы ответить какова должна быть цель государства, но лишь для того, чтобы уяснить, какие цели преследовало государство в разные времена и у разных народов, и чем это объясняется. Как отдельные люди, так и правящие государственные организации всегда ставят для себя определенные цели, к осуществлению которых и стремятся; но как выбор целей, так и характер средств их осуществления, всегда определяются известными причинами и условиями, вот почему возможно изучать цели государства и в то же время раскрывать причинную связь и закономерность государственных явлений; отсюда также понятие закономерной целесообразности[1]. По мере развития общего учения о государстве в направлении возможности объяснить определенные социально-политические явления наличностью определенных причин и условий, мы в то же время будем приближаться к возможности построения научной политики, которая могла бы указывать, какие цели данное государство должно преследовать в ближайшем будущем.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] См. поэтому поводу интересную книгу Людвига Штейна «Социальный вопрос».