Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат История.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.57 Mб
Скачать

5. Миссия в Великой Моравии.

Великая Моравия— славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Считается первым славянским государством. Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

Людовик II Немецкий считал Ростислава (князь Великой Моравии) своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя свое государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика (вплоть до его сыновей Карломана и Людовика). В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава (наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине). Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии.

Людовик II Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами. Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе выслать учителей для обучения собственных священников. Так Ростислав пытался ослабить влияние Восточно-Франкского королевства в Моравии. Однако папа не принял послов Ростислава. Тогда в 862 году Ростислав отправил послов в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил эту просьбу Ростислава и послал к моравам Кирилла и Мефодия. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. [4]

Византийские миссионеры были приняты в Моравии с великими почестями и незамедлительно принялась за дело. Князь Ростислав избрал кандидатов и повелел, чтобы солунские братья не только научили их славянскому письму, но и преподали им подобающее образование. Конечно, в определенном смысле Моравия была уже до некоторой степени духовно приуготовлена трудами немецкого духовенства, опередившего византийских миссионеров и все еще пребывавшего там. Миссия Кирилла и Мефодия заключалась в том, чтобы заменить латынь, на которой служились литургия и велось преподавание, славянским языком. Житие Кирилла сообщает, что Кирилл прежде всего перевел церковные последования суточного круга, а также божественную литургию, и научил своих новых учеников чтению их: «И когда дошел до Моравии, принял Ростислав его с великою честью и, собрав учеников, отдал их ему учить. И вскоре перевел весь церковный чин и научил их и утрени, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной молитве…». Это означает, что византийский устав и богослужебная практика стали сразу заменять соответствующие им латинские образцы, получившие распространение прежде. Такая перемена несомненно обусловила собою славянское духовное и вместе с тем культурное своеобразие. По свидетельству жития Мефодия, он и здесь был вторым лицом в миссии, то есть непосредственным помощником Кирилла, точно так же, как и во время миссии в Крыму и среди хазар. Мефодий, таким образом, помогал переводить церковные книги и преподавать.

Несмотря на поддержку, предоставленную им князем, деятельность солунских братьев встретила в Моравии жестокое противодействие со стороны немецких миссионеров. В житиях общая характеристика этого противодействия сводится к двум основным пунктам. Во-первых, немецкое духовенство придерживалось некоторых устаревших космографических и антропологических воззрений, с которым естественно не были согласны солунские братья. Во-вторых, – и это было намного опаснее, поскольку могло свести на нет все их труды – враждебно настроенное немецкое духовенство начало выдвигать теорию, появившуюся на Западе в VII в. и многим понятную. Согласно ей существует только три «священных» языка, на которых «может славиться имя Божие», –еврейский, греческий и латинский, поскольку на этих языках было выполнено надписание, которое Пилат повелел поместить на кресте Христовом. Учение о трех языках неоднократно осуждалось на Западных церковных соборах конца VIII в. и первых десятилетий IX в. По крайней мере, осуждено было запрещение употребления национальных языков в учебных целях; тем не менее учение это, несомненно, продолжали прилагать к жизни, ограничивая использование других языков в богослужении, а немецкие миссионеры придали ему второе дыхание. С точки зрения данного учения славянский язык ни в коей мере не мог рассматриваться «священным» и тем самым все труды солунских братьев оказывались излишними и даже вредными.

Противодействие немцев и их приверженцев не лишило византийскую миссию силы духа, потребной для того, чтобы продолжить и довести до конца свою деятельность. Значимость ее миссионеркой деятельности немало возросла благодаря тому, что Кирилл и Мефодий взяли с собой в Моравию мощи святого Климента, обретенные ими в Крыму. На небольшом расстояние в западном направлении от г. Велеград в Моравии находятся развалины храма, возведенного в IX в. и известного под названием Климентка. Несомненно, что этот храм был построен специально для пребывания в нем мощей святого Климента и был освящен в день его памяти 30 января. Так Моравия обрела своей собственный праздник, почтение памяти этого святого связывало ее и с Римом, и с Византией.

Кирилл, Мефодий и сопровождавшие их ученики покинули Моравию через сорок месяцев после прибытия византийской миссии в эту страну, согласно житию Кирилла, или же через три года, если следовать житию Мефодия. На протяжении этого времени были заложены основы славянского образования и созданы благоприятные возможности для замены латыни, употреблявшейся до тех пор в Церкви, на новый письменный язык. [1, 113-117]