Эстетические идеи с. Кьеркегора.
Произведение Кьеркегора «Или, или» объявило несостоятельность учения Гегеля. Кьеркегор выдвинут претензии именно к диалектике Гегеля: его диалектика понятийная, поэтому там господствует всеобщность и необходимость. А философия, по Кьеркегору, должна заниматься не закономерностями, а личностью. Диалектика Гегеля в целом достаточно оптимистична, а у человека есть такие состояния, как страх, отчаяние, боль. Вот ими и должна заниматься философия. У человека возникают противоречия, и ими движется история: по Гегелю, они должны сниматься, а по Кьеркегору, они обостряются до противоборства.
Единство этического и эстетического начал. Критика эстетизма.
Для развития гармоничной личности нужно сначала развивать этическое, а затем эстетическое начало. Эстетическое Кьеркегор понимает не как данное природой, а как то, что человек создает сам: он сам делает выбор и сам строит себя. «Личность является абсолютом, имеющим цель и задачу в самом себе». Казалось бы, это некая личная этика. Но Кьеркегор – христианский философ: божественное находится внутри меня, поэтому я должен найти этот источник.
Диалектика Кьеркегора:
- если человек верующий, то в нем всегда присутствует сознание греховности и одновременно вера в Бога
- взлеты человеческого духа предваряются и искупаются состоянием отчаяния, и для каждого индивида это один из этапов развития
Однако в этике Кьеркегора нет объективного критерия, по которому можно судить поступки человека.
Согласно Кьеркегору, есть два типа эстетика: типичный, который идет за своими желаниями, и утонченный, который страдает меланхолией, болезнью духа. Оба они излечиваются от эстетизма усилием духа. Эстетизм любого толка приводит к отчаянию, т.к. целиком удовлетвориться нельзя. Отношение к красоте у эстетика более поверхностное, а у этика – более глубокое, так как он ценит то, что внутри.
Талант, по Кьеркегору, это этическое понятие, родственное призванию. Задача человека – найти свое призвание и нести за него ответственность. Оно реализуется в труде, браке и дружбе. Найти свое призвание нелегко, но еще сложнее оставаться самим собой: «истинно необыкновенный человеком является обыкновенный человек».
Демоническое в человеке.
В человеке соединены тело, душа и дух. Из каждого произрастает демоническое: истерия, тоска или богоборчество. Но суть демонизма – в отрицании проявления человеческой свободы. Каждый должен бороться с демоническим в самом себе.
Религиозное начало в человеке.
Самое высокое начало в человеке – религиозное, а не этическое. В классической трагедии один человек претерпевает несчастья и оценивается с позиций общечеловеческих. Но есть более сложные трагедии, в которых общечеловеческие законы не действуют. Там действует религия, вера (библейские трагедии). Единичное выше всеобщего: личность уникальна и ее нельзя судить по общим понятиям, понять ее может только Бог.
Эстетические идеи ф. Ницше.
Трактат «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Ницше задает вопрос: откуда появился такой познавательный оптимизм? Это критика рационализма. Есть другая, скрытая сторона, где возможно чудо Человек не единственно творящий: есть природа, есть мировая воля, которая тоже творит. В мироздании существует два начала: аполлоновское (мера и разум) и дионисийское (исступленное опьянение). У мировой воли есть один художественный инстинкт – индивидуализации, создания большего чиста разнообразных форм – и есть противоположный ему инстинкт разрушения, т.е. все индивидуальное должно в итоге погибнуть. Поэтому боль заложена изначально в мире. Человек не выдержал бы боли разрушения, если бы мировая воля не помогала ему. У человека есть возможность заслониться от этого ужаса с помощью культуры. Поэтому иллюзия также является необходимой для человеческой жизни.
Нормальное состояние культуры, по Ницше, это преобладание дионисийского начала, как было в Древней Греции. Но современный образ ее сфальсифицирован нашим поздним сознанием – это постократовская Греция. Греки сделали великое открытие: у них родилась классическая трагедия Эсхила и Софокла, где жизнь такова, как она есть. Но возникновение греческой рационалистической философии (Сократ) привелок концу трагедии. Ницше пересматривает теорию трагедии: настоящая трагедия, по его мнению, это синтез дионисийского и аполлоновского начал, с преобладанием первого. Дионисическое начало ассоциируется с музыкой, где оно не воплощается в образы, как в пластических искусствах, оно непосредственно. Со временем трагедия ушла из искусства, и оно постепенно пришло к упадку. По Ницше, трагедия меняет точку зрения на преступление: человек свободен в своем деянии, но за любое деяние он получает воздаяние. Преступление – это проявление свободы, за которую человек платит. Ницше отвергает понятие катарсиса и вводит понятие метафизического утешения: человек сочувствует трагическому герою, но жизнь торжествует, и у зрителя создается впечатление одновременно и трагедии, и радости.
Согласно Ницше, жизнь может быть оправдана только с эстетической точки зрения: общество может быть аморальным, но если в нем есть сильные личности, то это оправдано. Эстетическое начало Ницше ставит выше нравственного.
Какова же современная культура с точки зрения Ницше?
Много размышлений, мало практических людей. Господствует настроение пессимизма. Большинство посредственностей, мало аристократических личностей. Однако есть признаки возрождения: отдельные сильные характеры, музыка и философия. Выход из этой ситуации Ницше видит в отказе от старой аполлоновской эстетики (от прекрасного, гармонического, идеального) и в утверждении эстетики дионисийской (героической, трагической и ужасной).
Философия Ницше разбивается на три части: антропология, социально-политическое взгляды и философия культуры.
Эстетика зрелого Ницше. Он стал склоняться в сторону аполлоновского начала. Стал осуждать романтизм: он слишком распущен, слишком экзальтирован. Истинное искусство – это искусство большого стиля. А само искусство – это необходимая для жизни иллюзия. С истиной оно не имеет связи, но имеет связь с человеком. Отношение к художнику у Ницше тоже двойственно: художник иллюзионист и гений одновременно. Два типа художника: первый творит по запросу масс, а второй творит для вечности.
