Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0104349_CFF1E_dimitrov_a_v_safronov_v_p_osnovy_...rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.06 Mб
Скачать

7.3. Взаимная криминализация в сфере «другой жизни», механизмы ее осуществления и профилактики

Под взаимной криминализацией в ИУ понимается даль­нейшее заражение личности осужденного преступной психо­логией под влиянием другого осужденного или группы осуж­денных в процессе отбывания наказания.

Основные причины и факторы, определяющие интен­сивность и уровень взаимной криминализации осужден­ных на современном этапе развития ИУ, аналогичны при­чинам и факторам, обусловливающим существование в подразделениях, отрядах «другой», нелегальной жизни осужденных. Однако взаимная криминализация осужден­ных может происходить в процессе непосредственного об­щения и взаимоотношений осужденных вне сферы «дру­гой жизни».

Например, Христофоров В. Г., осужденный за мошенни­чество на 5 лет лишения свободы, так красочно рассказывал о своих «делах» и былой «красивой жизни» на свободе, что многие осужденные слушали его с блеском в глазах, не заме­чая даже явного вранья. Разоблаченный начальником отря­да и поднятый на смех коллективом осужденных, строго предупрежденный, впоследствии он прекратил свои повест­вования.

Основным же условием интенсивной взаимной кримина­лизации является влияние норм, ценностей, установок, суще­ствующих в сфере «другой жизни», в процессе соблюдения уголовных традиций.

Существенное влияние на взаимную криминализацию оказывает морально-психологическая атмосфера, домини­рующая в коллективе. Микроклимат развивающегося кол­лектива А. С. Макаренко называл словом «мажор». Это ем­кое слово включало в себя оптимизм, радость труда, радость общения, «чувство локтя», чувство защищенности, уверен­ность, бодрость и подобные эмоциональные состояния уча­стников.

Добиться подобного «мажора» со всеми его компонен­тами в условиях ИУ невозможно, и никто такой цели не ставит, но радость труда, уверенность, защищенность, «чувство локтя» настолько оздоровляют морально-психо­логическую атмосферу, что не остается места для пошлос­ти, разврата, унижения, взаимного одурачивания преступ­ной романтикой.

«Другая жизнь» активно способствует взаимной криминализации осужденных следующими своими сто­ронами:

- традициями «присяги», «приема новичков»;

- вымогательством;

- татуировками;

- картежной игрой;

- алкоголизмом;

- унизительными прозвищами.

Традиции «присяги», «приема новичков», «прописки» сводятся к одному - групповому издевательству над лич­ностью новичка. Происходит его жестокое избиение, уни­жение его человеческого достоинства, что демонстрирует силу отрицательно настроенных осужденных. При этом выявить избивающих иногда просто невозможно. Боясь новых расправ, потерпевший никогда не скажет, кто над ним издевался. «Прописка», «присяга» - показатели не­сформировавшегося коллектива, засилья сторонников «другой жизни». Пройдя через очевидные унижения, боль, новичок, как ни парадоксально, становится не противни­ком, а поборником этих норм, чего и добиваются лидеры «другой жизни».

Татуировки как неотъемлемый атрибут «другой жизни» также способствуют взаимной криминализации осужденных. Среди несовершеннолетних осужденных, например, имеет место определенный рост количества лиц, имеющих татуи­ровки.

Наколки с преступной символикой свидетельствуют о принятии личностью ценностей преступного мира.

Татуировка выполняет следующие функции:

- сигнализирует о принадлежности человека к опреде­ленной общности;

- информирует о положении личности в групповой ие­рархии;

- используется как средство украшения.

Татуировки могут наноситься как добровольно, так и под принуждением. Например, изображение крысы означает, что человек воровал «у своих». Наносится она, естественно, при­нудительно - на левом плече.

Мотивы добровольного нанесения татуировок следую­щие:

- давление сложившихся традиций;

- желание быть как все - не выделяться из группы;

- желание быть не как все - выделяться из окружающей среды;

- «для красоты»;

- от нечего делать;

- по глупости;

- из любопытства;

- на спор с другими;

- из хулиганских побуждений;

  • показать свою независимость и самостоятельность.

Трудно представить себе «другую жизнь» без еще одно­го ее атрибута - картежной игры под интерес. Картежная игра выступает не только как форма, способ общения и функционирования группы, но и как сильнейшее средст­во вовлечения новых членов в «другую жизнь» в силу своей азартности, эмоциональной напряженности, наличия в дальнейшем экономической зависимости. Кроме того, для определенной части осужденных, часто лидеров «дру­гой жизни», картежная игра является прекрасным способом вымогательства, обогащения и подчинения других осуж­денных.

Алкоголизм, наркомания в условиях ИУ также объединя­ют приверженцев этих извращенных потребностей, постоянно толкают их на нарушения режима, а в отдельных случаях -и на преступные действия, безусловно, способствуя взаимной криминализации, дальнейшему падению личности, ее дегра­дации.

В целом, взаимную криминализацию можно подразде­лить на непосредственную и отсроченную, проявляющуюся в рецидивной преступности.

Криминализация тесно связана с преступными планами, которые осужденные намерены осуществить после освобож­дения из мест лишения свободы. Совместное переживание обсуждаемых в деталях преступных планов порождает опре­деленные установки, отношение к администрации, другим осужденным, общественности.

Из вышеизложенного становится очевидным, что про­филактика взаимной криминализации предполагает следу­ющее:

- строгое соблюдение и исполнение режимных требова­ний;

- четкую организацию всей жизни колонии (труда, быта осужденных);

- полную трудовую занятость осужденных, целенаправ­ленную воспитательную работу;

- недопустимость образования малых неформальных групп отрицательной направленности - основной фор­мы существования «другой жизни» в ИУ.

Для успешной работы по исправлению осужденных в И У сотрудники, практические психологи должны хорошо знать нормы, ценности, традиции, атрибуты «другой жизни», ее ан­тиколлективную, антиобщественную сущность и направлен­ность.

Зная механизм взаимной криминализации в сфере «дру­гой жизни», понимая, какой огромный вред она наносит делу исправления осужденных, сотрудники И У должны осуществ­лять профилактические меры по ее недопущению в среду осужденных, умело бороться с уже сложившимися формами «другой жизни».