
Как выглядела улица до революции
Большая Проломная начиналась от берега реки Казанки, близ Тайницкой башни и ворот, огибала с западной стороны кремлевский холм с бульваром на нем, прилегала к спуску Ивановской площади, затем направлялась на юго-восток, параллельно Воскресенской. Одно за другим располагались здания: церкви святого Николы Магистратского, Николаевского детского приюта, купеческой биржи и хлебный базар – с левой стороны, а также площадь весенней ярмарки, ночлежный приют, Журавлева и церкви святого Николы Низского и Богоявления Господня – с правой.
Дома в начале 19 века по большей части были деревянными, без этажей, довольно некрасивы и неудобны, и очень часто становились добычей пламени. Внутренние стены домов покрывались лишь известью, двери плотно не притворялись, замки на них качеством не отличались, печи никуда не годились, а погреба встречались весьма редко. Кухни были удалены от главного строения, т.к. хозяйка считала за стыд появляться на кухне. Каменных домов насчитывалось немного, те, что были, являлись непрочными. Все они были из кирпича, сделанного из одной глины и только на половину высушенного, из-за чего он вскоре выветривался. Дома смотрели развалинами. Небольшой клочок мостовой был только в крепости, все остальные улицы были не вымощены. Пешком можно было ходить лишь при сухой погоде, в дождь и снег невозможно было обойтись без экипажа. После ужасного девятого пожара городские дома были выстроены из камня, в результате чего столь сильных пожаров более не случалось.
Что располагалось на Большой Проломной 19 века
Музей Василия Ивановича Заусайлова – был одним из богатейших в России собраний орудий каменного века, постоянно пополнявшемся своим владельцем и представлявшем собой полную характеристику сей древнейшей эпохи человеческой культуры. Музей помещался в квартире владельца, в доме Заусайлова на улице Большой Проломной. Не носил характера публичности, однако для осмотра его ученым специалистом всегда был открыт. В этом же доме находились гостиница «Сибирские номера» и отделение Санкт-петербургского столичного ломбарда для ссуд под залог движимостей.
Николаевский детский приют. Губернское попечительство детских приютов ведомства императрицы Марии открыло в Казани 11 января 1844 года в честь императора Николая Первого первый детский приют в бывшем здании городского магистрата, на Большой Проломной, близ церкви Николы Магистратского.
Дом Соболевых, где в конце века размещалась судебная палата, а ранее был дом дворянского собрания. До 1815 года казанское дворянство не имело собственного здания, и собрания его проходили в различных казенных и частных домах. В 1815 году дворянствм был приобретен дом в Петропавловском переулке, принадлежавший некогда купцу Дряблову и служивший пристанищем Екатерине Второй во время ее пребывания в городе в 1767 году. Еще в самом начале столетия при помещениях благородного собрания имелось нечто вроде клуба, где происходили маскарады, обеды и т.п. увеселения общественного характера, чье содержание сдавалось частным лицам. В1812 году таковым содержателем был казанский купец И. Шварцгофт, который в следующем 1813 году прекратил содержание собрания и распродал его имущество – люстры, зеркала, бильярд, ломберные столы и т.п. клубную обстановку. В 1815 году во вновь приобретенном дворянском доме открылось благородное собрание – для лиц обоего пола – и «клуб, составленный по примеру английского» - только для мужчин – членами которых приглашаются сделаться «как господа дворяне, так и иностранцы, и почтенное купечество». В ту пору славились маскарады, балыи обеды, происходившие в этом благородном собрании, но главным центром тяжести времяпрепровождения была игра в карты – бостон – коей крайне неумеренно предавались уже и тогда не только мужчины, но и даже представители прекрасной половины казанского общества. Хроникер казанской общественности 1817 года отмечает, что игрою в бостон многие казанцы и начинают и кончают день, а дамы наживают себе различные женские болезни от постоянного сидения за ломберными столами. Это казанское «благородное собрание» окончило свое существование с пожаром 1842 года, после чего местное дворянство постановило построить для него новый дом, располагающийся на нынешней пощади Свободы.
Купеческое собрание. Являлось вторым по старшинству казанским клубом. Мысль о целесообразности основания в Казани такого клуба возникла довольно рано, и неудачная попытка учреждения коммерческого собрания относится еще к началу 40-х годов 19 века. Только в конце 50-х годов была поставлена мысль об учреждении в Казани купеческого клуба на почву фактического осуществления. Был составлен устав клуба, утвержденный в августе 1859 года и объявлена подписка для лиц, желающих вступить в его члены. Казанский купеческий клуб был открыт 9 ноября 1861 года в доме купца Тихонова на Большой Проломной. Переменив после того несколько помещений, клуб к концу века так и остался на Большой Проломной, только в доме Щетинкина. По зимам в доме устраивались ежегодные маскарады, вход был свободным. В том же здании располагалось третье отделение губернской почтовой конторы, вино-колониальный магазин и второклассная гостиница «Казанское Подворье».
Из гостиниц стоит еще назвать «Никольские номера», находившиеся в доме Петровой на углу Большой Проломной и Петропавловской. Это было излюбленное место остановки приезжего делового торгового люда.
А вот ресторан «Славянский базар» г. Чернецкого в доме Никольских Номеров, в центре торговых учреждений города, составлял излюбленное местопребывание казанских коммерческих дельцов, собиравшихся туда потолковать о делах. Кухня ресторана была под личным наблюдением самого его владельца, известного местного кулинара.
Упоминания также заслуживают 3 церкви: основанная в 17 веке Богоявленская церковь, Николо-Ляпуновская церковь, называемая также Николо-Магистратской, и Николо-Нисская церковь, называемая также Николо-Девичьей.
После пришествия в 1917 году к власти большевиков многие из красивых старинных особняков были снесены и разгромлены, а благодаря активному застраиванию города в постсоветский период мы имеем лишь редкие единицы строений, напоминающие нам о дореволюционном периоде Российской истории. Совсем недавно было разрушено красивейшее здание гостиницы «Казань», от которого осталась лишь одна стена. Неужели в ближайшем будущем мы будем лишены последних каменных свидетелей истории?
Приложение
Вид в сторону Кремля. Впереди перекрёсток современных улиц Баумана и Мусы Джалиля.
Угол Большой Проломной и Гостинодворской (современных улиц Баумана и Чернышевского). Вид в сторону Кольца.
Большая Проломная, начало 20 века.
Список использованной литературы
Пинегин М., Казань в ее прошлом и настоящем – Казань, 2005. – по изданию СПб, 1890. – 784 с.
Спутник по Казани под редакцией профессора Загоскина – Казань, 2005. – по изданию Казань, 1895. – 847 с.
Улица Баумана // журнал Идель, выпуск № 4 - Казань, 2003. – 80 с.
Калинин Н.Ф., Казань, исторический очерк – под редакцией Е.И. Устюжанина – Татгосиздат, 1952. – 321 с.
Кузьмин В.В., Смыков Ю.Н., Халиков А.Х., - Казань, путеводитель – Казань, татарское книжное издательство, 1977. – 223 с.
Поход под Казань, ее осада и взятие в 1552 году // историко-архивные материалы – Тип. Окр. Штаба, 1890. - 125 с.