
Бедствия в истории улицы
Большая Проломная, не сильно тогда отличаясь от других улиц города, как и они, претерпела значительный урон из-за различных стихийных бедствий. Одних только пожаров в городе с 1552 года было целых 9 – хотя это и неудивительно для деревянного русского города. Пожар 1684 года, третий по счету в российской Казани, начался близ Свияжского подворья, у церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Огонь уничтожил Казанский Богородицкий и Федоровский монастыри, всю часть города до Проломных (бывших Аталыковых) ворот, Засыпкину, Красную и Федоровскую слободы, улицу Проломную, а также всю часть города от нее до Булака и набережную озера Кабан, где сгорела церковь во имя св. Бориса и Глеба. В Кремле пострадали Спасская башня и Спасо-Преображенский монастырь.
Девятый по счету, пожар 24 августа 1842 года, превзошел по своему масштабу все предыдущие. Пламя, вспыхнувшее в 10 часов утра на Проломной улице, в доме купца Щербатова, благодаря очень сильному ветру быстро охватило близлежащие строения и с огромной скоростью стало распространяться в северо-восточном направлении. Перебравшись на Воскресенскую улицу, огонь стал распространяться во все стороны. Страшная, достигшая степени урагана буря переносила горящие головни на значительные расстояния даже далеко за пределы города. Почти в самом начале пожара заполыхало здание дворянского собрания, а вслед за ним и дом военного губернатора. Всего же были истреблены 9 церквей и 1309 домов. Выгорели лучшие части города. Непоправимый урон был нанесен Большой Проломной улице, где превратилось в пепел множество старинных зданий. В ходе пожаров также сгинули все последние постройки эпохи Казанского ханства.
В 1654 году город постигла мировая язва. Дабы избавиться от нее, чудотворную икону Смоленской Божьей Матери обнесли всего города. Вскоре после этого мор действительно прекратился. С тех пор святая икона ежегодно в июле месяце обносилась по установившемуся направлению. 2 июля крестный ход, выходя из кафедрального собора, направлялся к Ивановскому монастырю, спускался от него за Булак и, обойдя Успенскую и Владимирскую церкви, выходил на Варлаамовскую улицу, откуда мимо Варлаамовской церкви сворачивал на Сенную площадь, проходил ею по Татарскому мосту протока Булака, а оттуда шел на Большую Проломную, к церкви Богоявления. 20 июля проходила вторая половина крестного хода. Выйдя из крепости, он направлялся Большой Проломною к Богоявленской церкви до Рыбной площади, поднимался оттуда Рыбнорядскою улицей к Николаевской площади и после пересечения площади Театральной направлялся к Верхнее-Федоровскому монастырю, откуда уже возвращался в Кремль по Нижне-Федоровской и Засыпкиной улицам.
Важные события в истории улицы
26 мая 1767 в рамках своего путешествия по России в Казань по Волге на галере «Тверь» прибыла сама Екатерина Вторая. Обосновалась она в доме купца Дряблова, содержателя суконной фабрики, расположенном на улице Большой Проломной, близ Петропавловской церкви. Надо сказать, роскошная отделка помещения произвела большое впечатление на императрицу, писавшую воспитателю цесаревича Павла Петровича, Панину: «Я живу здесь в купеческом каменном доме, 9 покоев анфиладою, все в шелковом облитье, креслы и конопеи вызолоченные, везде трюмо и мраморные столы под ними». Близ дома купечество устроило большие триумфальные ворота, состоявшие из 3 арок, 1 главной и 2 боковых; от них шла галерея из колонн и пилястров, между которыми стояли фигуры и статуи в человеческий рост. Галерею, испещренную яркими красками, венчал позолоченный купол. В доме, вплоть до пожара 1842 года, висел портрет Екатерины Великой с подписью том, что она останавливалась в Казани именно в этом доме. Знаменитая карета, находящаяся на улице Баумана, является точной копией той кареты, на которой императрица разъезжала по Казани в 1767 году.
Во время Отечественной войны 1812 года ввиду угрожавшей Москве опасности от приближавшейся к столице наполеоновской армии в Казань были переведены из Москвы департаменты Сената и Опекунского Совета со всеми его учреждениями – Сохранною и Ссудною казною, воспитательным домом, институтами Екатерининским и Александровским. С окончанием тревожного времени и с первоначальным устройством разоренной столицы Опекунский Совет выехал из Казани в Москву 4 марта, оба института и воспитательный дом – 13 июля 1813 года. Учреждения Опекунского Совета, размещавшихся в зданиях приказа общественного призрения – под крепостью, по линиям пересечения Большой Проломной и Кузнечного переулка и в здании гимназии.
Не забыл посетить Казань государственный канцлер и покровитель русского исторического знания, граф Николай Петрович Румянцев. Прибыв в город 3 августа 1816 года, он остановился на Проломной улице и пробыл в Казани до 6 августа.
В июне 1829 года, по пути на Урал и в Западную Сибирь, в Казани оказался Александр Гумбольдт, по приглашению Николая Первого ехавший для исследования в интересах науки и страны вышеупомянутых регионов, в сопровождении Густава Розе и Эренберга, а также в сопутствии русского горного чиновника Меншенина. Вместе со своими спутниками Гумбольдт расположился в доме дворянского собрания, в котором за 60 лет до того останавливалась Екатерина Вторая.
В 1875 году началось трамвайное движение по улице Большой Проломной.
22-24 октября 1893 года Казанский университет трехдневными празднествами чествовал память столетия со дня рождения Николая Ивановича Лобачевского. К наружной стене дома на Большой Проломной, наискосок церкви святого Богоявления, принадлежавшем великому математику, по приказу городской думы была прибита мраморная доска с надписью о том, что в этом доме жил и скончался Н.И. Лобачевский.
В 1899 году улица была одной из первых электрифицирована.