Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
3.94 Mб
Скачать

Жакерия

21. Из хроники Жана де Венетт

Жан де Венетт (1307 – 1371), монах-кармелит, враждебно на­строенный по отношению к знати, сочувствовал простому народу, очевидец событий Столетней войны.

В этом 1358 г. много неукрепленных селений превратило свои церкви в настоящие замки, окопавши их рвами, установивши на башнях и колокольнях военные машины, камни и баллисты, чтобы защищаться от бригандов в случае их напа-Идения, а это, как кажется, случалось очень часто. По ночам Вна вершине этих башен бодрствовали часовые. Стояли там Вдети, чтобы предупредить о приближении неприятеля.Заметивши их издали, они поднимали тревогу трубными зву­ками и колокольным звоном. При этом сигнале крестьяне, покидая свои дома и поля, возможно скорее искали убежище в церкви. Другие, по берегам Луары, проводили ночи со сво­ими семьями и скотом вдали от своих хижин на островах реки или же в лодках, поставленных на якорь по середине ее течения.

В этом (1358) году виноградники, источник благотворной влаги, веселящей сердце человека, не возделывались; поля не обсеменялись и не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома ...повсюду носили следы всепо­жирающего пламени или представляли груды печальных, еще дымящихся развалин. Глаз не услаждался, как прежде, видом зеленых лугов и желтеющих нив, но наталкивался всюду на тернии и сорные травы. Колокола не звонили радостно, при­зывая верных к божественной службе, а лишь били тревогу, подавая сигнал к бегству крестьян при приближении непри­ятелей. Что сказать мне еще? Самая отчаянная нищета царила повсюду, и особенно среди крестьян, ибо сеньоры усугуб­ляли их страдания, отнимая у них и имущество, и их бедную жизнь. Хотя количество оставшегося скота – крупного и мел­кого – было ничтожно, сеньоры все же требовали платежей за каждую голову: по 10 солидов за быка, по 4 – 5 солидов за овцу. И тем не менее они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападе­ний неприятелей.

В это время те, которые должны были бы защищать народ, теснили его не менее, чем неприятели, и можно бы сказать, что оправдывалась басня о собаке и волке. Была некогда сильная собака, к которой питал полное доверие ее господин, так как надеялся, что она отважно будет защищать его овец от нападений волка. Так много раз и было. Но вот со време­нем волк сделался близким другом собаки, которая позволяла ему безнаказанно уносить овец, а сама делала вид, что пре­следует его, чтобы отнять овцу и вернуть ее своему господину. Когда же волк и собака были один на один вблизи леса и вдали от глаз пастуха, они вместе лакомились овцой. Такая уловка повторялась часто, и всегда собака получала похвалы от своего господина, уверенного в том, что, преследуя волка, верное животное делало для спасения овцы все от нее завися­щее. Так эта проклятая собака умела скрыть свое коварство. В конце концов она вместе с товарищем пожрала... всех овец своего господина.

«Социальная история средневековья». Под. ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова, т.II, М. Л., 1927, с.35-36.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]