Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Глава 1. Право собственности и иностранные инвестиции в мчп

Подобный подход соответствует новейшим тенденциям между­народно-правового толкования статуса иностранных инвести­ций. Так, в рекомендациях Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР, 1992) также говорится о том, что у иностранных инвесторов в гражданском обороте должен быть национальный режим, но в вопросах допуска и приема ин­вестиций государство вправе устанавливать изъятия и льготы для иностранных инвесторов исходя из приоритетов своей на­циональной экономической политики1.

Таким образом, общая формулировка наибольшего благоприят­ствования иностранным инвестициям, а также их национального статуса в гражданском обороте характеризуется современным подходом.

Национальный режим иностранного участника экономиче­ского оборота в России становится возможен только после вы­полнения этим участником ряда предварительных условий и распространяется на иностранное лицо лишь на определенной стадии инвестиционного процесса. Эти две особенности распро­странения национального режима на иностранных лиц: а) вы­полнение определенных условий и б) разрешительный порядок вступления в инвестиционный процесс на территории Россий­ской Федерации — недостаточно четко прописаны в законода­тельстве Российской Федерации. Формулировка о национальном режиме не соотнесена с условиями его предоставления. В стра­нах, действительно обеспечивающих национальный режим ино­странным инвесторам (страны Евросоюза), такая формулировка называется «свободой права на поселение» (ст. 52 Римского до­говора). Согласно этой статье любая фирма свободна «поселить» свой капитал в любой стране Евросоюза на условиях размеще­ния капитала собственными фирмами этой страны. Безусловно, такой степени свободы размещения иностранных капиталов в Российской Федерации не существует.

Национальный правовой режим к иностранным инвесторам применяется после разрешения процесса инвестирования и лишь в частноправовой сфере отношений с экономическими партнера­ми. В публично-правовой сфере иностранный инвестор получает свой собственный статус, охватываемый понятием о режиме наи­большего благоприятствования.

Вопрос о том, что понимается в российском законодательстве под иностранными инвестициями и кто является инвестором, представляет не меньший интерес, чем вопрос о правовом ре­жиме иностранных инвестиций.

National Treatment of Foreign Controled Enterprises. Paris OFCD, 1993. P. 20.

181

182

Часть 2. Особенная

Слово «инвестиция» английского происхождения (investments) и означает капиталовложения. Именно такое широкое значение — любое капиталовложение — имеет экономическое содержание инвестиций. Важно определить понятие «иностранные инвести­ции» в правовом смысле. В российском законодательстве это понятие претерпело существенные изменения. По Закону РСФСР об иностранных инвестициях (1991) иностранными инвестициями признавались все виды имущественных и интеллектуальных цен­ностей, которые иностранные инвесторы вкладывали в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). В этом определении очевидна попытка приблизить правовую формулировку к экономической составляющей явле­ния: экономисты подразделяют инвестиции на прямые (создание предприятий) и портфельные (покупка акций и иных ценных бумаг).

Однако такой механический подход в определении инвести­ций не дал должного результата: по Закону 1991 г. под правовую защиту инвестиций подпадали все формы предпринимательских сделок, в том числе и те, которые носили спекулятивный харак­тер и не несли инвестиционной нагрузки в целях экономиче­ского прогресса. Суть же инвестиционного процесса — развитие экономики, в то время как получение предпринимательской при­были должно быть результатом этого экономического развития. Таким образом, механическое приспособление юридических по­нятий к экономическому определению привело к выхолащива­нию содержания экономического института и, как следствие, не обеспечило полноценного правового регулирования иностран­ных капиталовложений.

В Законе об иностранных инвестициях (1999) сделана попытка избежать такой ошибки. В нем под иностранными инвестициями понимаются конкретные экономические проекты, направлен­ные на развитие отраслей народного хозяйства. В этом Законе во главу угла уже ставится цель инвестирования — прогресс в экономическом развитии. Разумное зерно в такой формулировке имеется, но и такой подход представляется слишком «экономизи-рованным», не приспособленным к законам развития правовой системы. Право — самодостаточная сфера, культурная ценность человечества, развивающаяся по своим собственным законам. Правоведы изучают эти законы сотни лет, и вряд ли можно утверждать, что все уже познано. Ясно одно, что чуждый праву институт останется мертворожденным, не войдет в систему пра­ва и, как следствие, не получит защиты средствами всей систе­мы правовых механизмов.