Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Часть 1. Общая

ципов национальной конституции и норм императивного харак­тера (jus cogens) в международном праве (общепризнанных прин­ципов международного права).

В таком контексте общепризнанные принципы международ­ного права, безусловно, имеют приоритет над принципами Кон­ституции Российской Федерации.

Общепризнанные принципы — международно-правовые нор­мы самого высокого уровня, имеющие приоритет над всеми иными нормами как международного, так и национального про­исхождения. Принципы такого рода — это основа, на которой строится международная правовая система. Национальное право не может расходиться с принципами общей правовой системы — международной. Например, в случае расхождения общепризнан­ного принципа международного права и принципа любой нацио­нальной Конституции в области прав человека юридический приоритет имеют общепризнанные принципы международного права. Такой подход закреплен в ст. 17 Конституции РФ.

Итак, принципиальные нормы международно-правового и национально-правового происхождения взаимодействуют друг с другом; при этом традиционно выраженный приоритет имеют международно-правовые нормы характера jus coqens (импера­тивные нормы).

Следует отметить, что принципы могут существовать в раз­ных формах: принципы национального права закрепляются, как правило, в писаных конституциях; в то время как международно-правовые принципы, как правило, имеют обычное происхождение. Впрочем, из того и из другого правила возможны исключения: конституция может закрепляться в обычае, а общий принцип права может принять форму международно-правового договора.

Механизм взаимодействия международного договора и нацио­нального закона представляется несколько иным. Суть этого меха­низма заключается в определении первоочередности применения правовых норм. Общепризнанно, что в первую очередь должны применяться нормы международного договора при условии, если они содержат иные правила, чем нормы национального закона.

В том случае если международный договор и национальный закон регулируют отношения сходным образом, проблема их столкновения в практическом применении возникнет лишь на уровне толкования. В такой ситуации суд может сослаться сово­купно на нормы международного акта и национального закона.

Проблема иного рода возникает, если между национальным законом международно-правовой нормой имеются разночтения или они имеют разный объем правового регулирования одних

Глава 4. Нормы и их применение в международном частном праве

и тех же общественных отношений. Иными словами, националь­ное правило отличается от международного правила. Именно в этом случае Конституция Российской Федерации устанавливает первоочередность применения международного правила, закреп­ленного в международном договоре (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Первоочередность применения международной нормы, закреп­ленная в основном законе Российской Федерации, имеет свои корни в тех же общепризнанных международно-правовых принци­пах характера jus coqens, а именно в принципе pacta sunt servanta (договоры должны соблюдаться). Согласно данному принципу государство должно обеспечить выполнение международного обязательства. Известный метод обеспечения выполнения такой обязанности государств — первоочередность использования международного правила при регулировании общественных от­ношений. Именно этот метод и получил отражение в формуле Конституции: «Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем установленные зако­ном, то применяются правила международного договора» (ст. 15 Конституции и п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации). Возможно предположить, что в этой ситуации прави­ло международного договора в случае расхождения с законом выступает в качестве специального правила, применяемого при регулировании конкретной ситуации в первую очередь.

Таким образом, Конституция Российской Федерации не толь­ко отсылает к нормам международного права в качестве приме­няемых правил на территории России, но и определяет очеред­ность применения этих правил по отношению к национальным нормам.

В Конституции Российской Федерации заложены известные подходы к определению иерархии норм обеих правовых систем: общепризнанные принципы международного права имеют при­оритет над любыми нормами; Конституция Российской Федера­ции имеет приоритет и над договорной нормой, и над нормой закона; договорная норма применяется в первую очередь по от­ношению к норме закона. Принципы применения норм между­народного права в общей форме определяются в постановлениях высших судебных инстанций РФ — Верховного и Высшего Ар­битражного Судов РФ1.

1 Постановление Пленума ВАС РФ № 8 от 1999 г. «О действии междуна­родных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса»; Постановление Пленума ВВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных Договоров РФ» № 5 от 10 сентября 2003 г.

105

II-1.

106