Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Часть 3. Международный гражданский процесс

Такое судебное решение и может служить основанием для изменения государственного реестра. При этом если прежний собственник не начинает процедуру по изменению данных в ре­естре добровольно, можно потребовать принудительного изме­нения реестра. В этом случае иностранное судебное решение должно обладать обязательной силой на территории Российской Федерации. Для этого необходимо, чтобы иностранное решение прошло процедуру признания и исполнения на территории Рос­сийской Федерации. Иностранные судебные решения призна­ются и исполняются в Российской Федерации только судами Российской Федерации

Исходя из этого, суду надлежит предписать, что указания ор­ганов исполнительной власти не могут подменять собой требова­ние признания и исполнения иностранного судебного решения в Российской Федерации, так как изменения данных в реестре мо­гут быть оспорены только в судебном порядке.

Применительно к таким объектам гражданских прав, как мор­ские или воздушные суда, необходимо иметь в виду особенности их правового режима. Эти особенности заключаются в том, что: 1) суда подлежат регистрации в государственных реестрах; 2) го­сударственный реестр свидетельствует о флаге (национальности) судна, а также о том, кто обладает вещными правами на судно; 3) передача прав собственности на данные объекты гражданских прав осуществляется в особом порядке, после внесения соответ­ствующих изменений в государственный реестр.

Иностранный суд может вынести решение о передаче права собственности на судно.

Действительная передача прав собственности на судно к ново­му собственнику происходит только в момент внесения соответ­ствующих изменений в государственный реестр. Данное правило закреплено в ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 33 Кодекса торгового мореплавания (КТМ).

Если право собственности на судно по иностранному судебно­му решению передается российскому лицу, то в реестре доста­точно поменять данные о собственнике судна. Если же право собственности переходит к иностранному лицу, то за переменой собственника судна следует исключение судна из Государствен­ного судового реестра РФ на основании ст. 47 КТМ, так как правом плавания под Государственным флагом РФ обладают

Глава 7. Учебные модели разрешения гражданских дел с иностранным...

только суда, находящиеся в собственности российских лиц. После исключения из российского государственного реестра судно под­лежит внесению в реестр другого государства.

В соответствии с обычной нормой международного права ре­гистрации судна в реестрах двух и более государств не допуска­ется1.

Таким образом, для признания перехода права собственности на морское судно на основании иностранного судебного реше­ния должен быть соблюден определенный порядок: 1) следует внести соответствующие изменения о собственнике судна в су­довой реестр государства, в котором судно зарегистрировано; 2) судно надлежит исключить из Государственного судового реестра РФ, если собственником судна становится иностранное лицо. Именно с учетом этого порядка и должна определяться добросовестность приобретателя судна «Светловодный».

Если в данном деле суду не предъявлено доказательства того, что в судовой реестр Российской Федерации вносились какие-либо изменения о собственнике на основании иностранного судебного решения, признанного в установленном порядке и отсутствуют также и доказательства внесения судна в реестр какого-либо другого государства, то выяснить правомерность перехода права собственности на судно к корейской компании, а затем к рос­сийскому юридическому лицу невозможно.

Переход права собственности можно было бы признать пра­вомерным в двух случаях. Во-первых, если первоначальный соб­ственник внес соответствующие изменения в государственный судовой реестр. Во-вторых, если изменение Государственного судового реестра состоялось против воли прежнего собственника на основании решения российского суда. Последнее возможно, только если иностранное судебное решение, которым передава­лось право собственности, было признано в Российской Феде­рации судебными органами России и допущено к исполнению.

В указанном деле ОАО «Магаданрыбпром» — первоначаль­ный собственник не только не вносил изменения в Государ­ственный судовой реестр, но и возражал против их внесения. Следовательно, единственно возможным путем изменения реест­ра в отношении рефрижератора «Светловодный» было судебное решение. Суду предстоит выяснить вопрос о допустимости юрис­дикции корейского суда. Далее суду предстоит решить вопрос

1 Такая норма нашла свое отражение, в частности, в п. 4 ст. 4 Женевской конвенции об условиях регистрации судов (в силу не вступила).

607

608