Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Глава 5. Правовая взаимопомощь применительно к международному.,

Р еальное оказание правовой помощи в Российской Федера­ции в течение последних лет децентрализовано и оказывается правоохранительными органами в зависимости от их компетен­ции (судами общей юрисдикции и органами юстиции — по воп­росам общегражданского характера, арбитражными судами — в сфере предпринимательской деятельности, прокуратурой и орга­нами внутренних дел — по уголовным делам). Именно такая усовершенствованная система оказания правовой помощи зало­жена в основу проекта Федерального закона «Об оказании меж­дународной правовой помощи», разработанного в связи с по­ручением Президента Российской Федерации № Пр-1106 от 30.05.2000 г. и в исполнение поручений Правительства РФ № КА-П5-33275 от 18.12.2000 г. и № КА-П5-05723 от 02.04.2001 г. Министерством юстиции РФ при участии Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ и других заинтересованных федеральных органов и организаций. В законопроекте детально регламентированы порядок оказания компетентными органами РФ правовой помощи компетентным органам и особенно — процедура признания и разрешения ис­полнений на территории РФ решений иностранных судов, боль­шое внимание уделено порядку оформления и направления компетентным иностранным органам запросов компетентных ор­ганов РФ об оказании правовой помощи.

Что же в действительности должен предпринять сегодня в России компетентный орган или заинтересованное лицо, чтобы правовая помощь состоялась, несмотря на отсутствие регулиро­вания вопроса в части, отнесенной к российскому законодатель­ству?

В том случае, когда поручение исходит от российской сторо­ны и направить его необходимо в страну-участницу Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных до­кументов по гражданским или торговым делам 1965 г., докумен­ты за рубеж могут направляться судами непосредственно в цент­ральный орган или органы, указанные иностранной стороной в процессе ратификации Конвенции. Такая возможность вытекает из ст. 3 указанной Конвенции, определяющей, что «орган или должностное лицо суда, компетентное в соответствии с законами своего государства, обращается к центральному органу запраши­ваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к настоящей Конвенции, без легали­зации документов или других аналогичных формальностей».

В том случае, когда взаимодействие с зарубежным государ­ством происходит на основе договора, обязывающего использова-

525

526

Часть 3. Международный гражданский процесс

н ие центральных органов юстиции и дипломатических каналов, то порядок направления поручения российского компетентного органа об испрашивании правовой помощи оказывается законо­дательно не закрепленным. В такой ситуации компетентный орган, в частности российский суд, не может самостоятельно направить за рубеж необходимые документы, поскольку договор обязывает использовать органы юстиции и дипломатические ка­налы, но обращение к последним в силу отмены действия Инст­рукции оказался законодательно не урегулирован. Таким обра­зом, отсутствие нового законодательно закрепленного порядка по оказанию правовой помощи и отмена действовавшего прак­тически парализовали процесс оказания международной право­вой помощи в указанных условиях. Практические действия в этом случае могут заключаться в следующем: направлении доку­ментов непосредственно в МИД РФ для их последующего пре­провождения в зарубежные органы, обращения непосредственно в судебные органы иностранного государства либо в порядке исключения — в консульские и дипломатические службы ино­странного государства на территории Российской Федерации.

Аналогичные затруднения возникают при испрашивании пра­вовой помощи зарубежными компетентными органами у россий­ской стороны, когда в международном договоре в качестве цент­рального органа по вопросам оказания правовой помощи названо Министерство юстиции РФ. Это также действительно в отноше­нии России и стран, подписавших Гаагские конвенции (1965, 1970), поскольку на сегодняшний день вопрос о назначении центрального органа по оказанию международной правовой по­мощи можно считать нерешенным окончательно. Целесообразно включить в число таких центральных органов, кроме Министер­ства юстиции РФ, и судебные органы.

В связи с изложенным для совершенствования процесса ока­зания международной правовой помощи необходимо: во-пер­вых, принятие в срочном порядке Закона «Об оказании между­народной правовой помощи» и, во-вторых, в рамках процесса по присоединению к Гаагской конвенции о вручении за грани­цей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (1965) и Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (1970) включить в список центральных органов, обязанных прини­мать судебные поручения из других Договаривающихся Государств, наряду с Министерством юстиции РФ Судебный департамент Верховного Суда РФ (для гражданских споров с участием физи­ческих лиц) и Высший Арбитражный Суд РФ (для коммерче­ских споров).