Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Глава 2. Виды производств по разрешению споров с участием иностранных... 431

Т ак, стремясь обеспечить на многосторонней основе гаран­тии интересов инвесторов, западные государства предложили заключить Конвенцию о рассмотрении споров по инвестициям между государствами и лицами других государств. Вашингтон­ская конвенция была подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. Участницам конвенции 1992 г. были 106 стран, кроме того, еще 50 стран подписали, но не ратифи­цировали ее. Участницей конвенции является и Россия. Она предусматривает правила примирительной и арбитражной про­цедур разрешения споров, а также создания Международного центра по разрешению инвестиционных споров при Междуна­родном банке реконструкции и развития. Целью конвенции явля­ется изъятие из юрисдикции национальных органов стран-участ­ниц инвестиционных споров, что обеспечивает защиту частного капитала иностранных государств в этих странах.

Правила Вашингтонской конвенции предусматривают универ­сальный механизм арбитражного рассмотрения инвестиционных споров, оговорена возможность примирительной процедуры.

;■■)

■<*.\.

Глава 3.

СУБЪЕКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

1 . Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц в судах

1.1. Доступ к суду

Доступ к суду (право на иски, на процессуальные действия в качестве ответчика) традиционно определяется «Законом суда» — lex fori.

В течение длительного периода времени право граждан на доступ в суд иностранного государства отличалось дискримина­ционными ограничениями. Доступ в суд для иностранцев был ограничен за счет финансовых препятствий. Так, от иностран­ных истцов требовалось обязательное внесение залога в обес­печение судебных издержек на случай отказа в иске. В случае невнесения залога иск не рассматривался. В национальных про­цессуальных законах некоторых государств до сих пор сохрани­лись нормы о залоге (Германия, Австрия, Франция и т.д.). На­пример, § 110 абз. 1 ГПК Германии предусматривает, что по тре­бованию ответчика иностранного истца могут обязать предоста­вить гарантии обеспечения судебных расходов (залог). В других случаях такая обязанность возлагается на ответчика. Так, ст. 348 ГПК Аргентины обязывает ответчика — иностранца представить обеспечение по иску, и судебным расходам, если он не имеет в Аргентине собственно местонахождения.

Итак, на иностранных истцов и ответчиков в судах может возлагаться обременение в виде внесения предварительных зало­гов и обеспечений с целью возложения обязанности по гаранти­рованию судебных расходов.

По отношению к собственным гражданам этот институт не применяется.

В литературе институт залога неоднократно подвергался кри­тике1; отвергался он и известными кодификациями в области международного частного права (например, в Латиноамерикан-

1 Законодательство зарубежных стран в области международного частного права и процесса. М., 1975. С. 30.

Глава 3. Субъекты в международном гражданском процессе

ском кодексе Бустаманте)1. Однако, как видно из приведенных нами примеров, национальное законодательство в лучшем случае лишь немного ограничивает действие этого института (ст. 348 ГПК Аргентины), но не отменяет его полностью.

Радикальное изменение дискриминационного положения о затруднении доступа к суду иностранцев произошло лишь после подписания ряда международных конвенций. Право на свобод­ный и беспрепятственный доступ к суду предусматривается как в двусторонних, так и в многосторонних конвенциях. Например, правило о свободном доступе к суду независимо от гражданства сформулировано в п. 1 абз. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека; ст. 14 Международной хартии о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г.; ст. 16 абз. 1 Конвенций ООН о правовом положении беженцев от 28.07.1951 г. и в Кон­венции ООН о правовом положении лиц без гражданства от 28.09.1954 г. Кроме того, государства, практиковавшие это сред­ство ограничения допуска к процессуальной защите прав ино­странцев согласились устранить его путем заключения Соглаше­ний о правовой помощи: многосторонних — Гаагских конвенций «По вопросам международного гражданского процесса» (1954) и «О международном доступе к правосудию» (1980); региональных — Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 1993) и двусторонних международных договоров по этому вопросу.

Современное законодательство России основано на принци­пе свободного доступа к суду как собственных граждан, так и иностранных лиц.

В соответствии со своими международными обязательствами Россия в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ провозгласила принципи­альное положение о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Согласно этому принципу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации внутри страны пользу­ются и несут обязанности наравне с гражданами и организация­ми РФ.

Этот принцип в общей форме нашел отражение в п. 3. ст. 62 Конституции РФ (иностранные граждане и лица без граждан­ства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ), а затем получил развитие в процессуальном законодательстве РФ (п. 1 ст. 398 ГПК РФ; п. 5 ст. 27 АПК РФ).

1 Кодекс Бустаманте // Международное частное право. 1994. № 2-4. 15 — 217

433

434