Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Часть 2. Особенная

в аться либо на лизинге определенного рода оборудования, либо посредничать между определенного рода инвесторами и потре­бителями. Возникла даже специальная категория посредников — лизинговые брокеры, которые специализировались на посредни­честве в заключении лизинговых сделок.

Начиная с 60-х гг. XX в. американские лизинговые компании начали распространять свою деятельность на территорию Кана­ды, Западной Европы и Дальнего Востока, а затем и в иных час­тях мира.

Вместе с тем использование американского опыта лизинга создало многочисленные проблемы в связи со значительной раз­ницей, существующей между правовой системой США и стран континентальной Европы. Поэтому на протяжении почти 15 лет в Международном институте по унификации международного частного права (УНИДРУА) разрабатывались положения, регла­ментирующие международный лизинг, которые совмещали в себе подходы различных государств к регулированию указанных от­ношений. В результате подобной работы был разработан проект Конвенции о международном финансовом лизинге, который был предложен для принятия в 1988 г. дипломатической конферен­ции в Оттаве. Россия присоединилась к Конвенции в 1998 г.

Оттавская конвенция определяет лизинг как единую трехсто­роннюю сделку, согласно которой одна сторона — лизингодатель (арендодатель) на основе спецификации другой стороны — ли-зингодержателя (арендатора) заключает договор с третьей сторо­ной — поставщиком, по которому лизингодатель приобретает основное оборудование, средства производства и другое обору­дование (далее — оборудование) на условиях, одобренных арен­датором, и заключает с арендатором договор аренды, которому передается оборудование в пользование в обмен на арендные платежи (п. 1 ст. 1). В п. 2 этой же статьи выделяются основные характерные особенности лизинговой сделки:

а) арендатор определяет оборудование, выбирает поставщика, не полагаясь при этом на опыт и мнение арендодателя;

б) арендодатель приобретает имущество у поставщика в связи с договором о лизинге, который с ведома поставщика уже заклю­ чен или будет заключен между арендодателем и арендатором;

в) арендные платежи рассчитываются с учетом, в частности, амортизации всего или существенной стоимости оборудования.

Оттавская конвенция исходит из определяющей роли аренда­тора в системе лизинговых отношений, который является ини-

Глава 3. Внешнеэкономические сделки в международном частном праве 285

циатором всей сделки. Из смысла п. 1 ст. 8 инициатором сделки может быть и арендодатель, который по собственному усмотре­нию приобретает оборудование в качестве предмета будущего лизинга. Это обстоятельство влияет на объем ответственности арендодателя. Следует отметить, что содержание договора фи­нансовой аренды, закрепленной в ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует положениям Оттавской конвенции. Конвенция применяется к лизинговым операциям независимо от того, имеет ли арендатор право на покупку обору­дования по истечении срока аренды или имеет право продолжать пользование оборудованием на основе аренды, заключаемой на дополнительный срок.

Главное внимание в Конвенции уделено распределению от­ветственности между сторонами в случае ненадлежащего испол­нения обязательства по лизингу. Конвенция преследует цель ос­вобождения от ответственности арендодателя за поставленное оборудование (качество, сроки и пр.) исходя из того, что послед­ний в лизинговой сделке имеет только финансовый интерес. Поэтому общий принцип ответственности заключается в том, что арендодатель не несет никакой ответственности перед арен­датором за поставленное оборудование за исключением случая, когда арендатору нанесен ущерб в результате вмешательства арендодателя в выбор поставщика или оборудования (п. 1 ст. 8).

Этот принцип нашел отражение еще в двух положениях Кон­венции. Во-первых, ст. 10 устанавливает, что обязанности постав­щика по договору поставки имеют силу также и по отношению к арендатору, как если бы он являлся стороной такого договора и как если бы оборудование поставлялось непосредственно аренда­тору. Но поставщик не несет ответственности за одно и тоже упу­щение и перед арендодателем, и перед арендатором. Во-вторых, согласно п. 5 ст. 12, арендатор вправе предъявлять претензии к арендодателю за непоставку, задержку в поставке или поставку оборудования, не соответствующего договорным требованиям, только в случае, если это произошло в результате действия или бездействия со стороны арендодателя.

Если оборудование не поставлено или поставлено с просроч­кой или не соответствует условиям договора поставки, права сто­рон договора лизинга сводятся к следующему: арендатор вправе отказаться от оборудования или расторгнуть договор аренды; арендодатель вправе исправить свое неисполнение поставкой оборудования, соответствующего договорным условиям; аренда­тор вправе задержать выплату арендных платежей до момента,