Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нешатаева Т.Н. МЧП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.29 Mб
Скачать

Часть 2. Особенная

рами, работами, услугами...» Отсюда внешнеэкономические сдел­ки — это сделки, опосредующие предпринимательскую деятель­ность, международный обмен, что подразумевает в первую оче­редь необходимость пересечения товарами, услугами, работами границ Российской Федерации.

Таким образом, в законодательстве РФ основным признаком «внешнеэкономической сделки» считается условие пересечения границы. Названный признак повторяется в новых правовых ак­тах: «Об основах государственного регулирования внешнеторго­вой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №» 164-ФЗ; «О специ­альных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ; «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Иными словами, российское государство признает сделку внешнеэкономической только при условии пересечения российской границы объектами этих сделок (международный обмен). Складывается впечатление, что в отличие от междуна­родных конвенций статус субъектов таких сделок во внимание не принимается.

Анализ цивилистического законодательства не позволяет ут­вердиться в этом мнении. Следует отметить, что российские за­коны частного характера именно признак разногосударственного домициля субъектов коммерческой деятельности выделяют как основной для определения сделки в качестве международной. Например, в Законе «О международном коммерческом арбитра­же» от 7 июля 1993 г. в п. 2 ст. 1 сказано, что рассмотрению в арбитраже подлежат споры, «если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей». Кроме того, этот признак следует считать основным и в силу того обстоятель­ства, что Россия является участницей Конвенции ООН «О дого­ворах международной купли-продажи товаров» (1980), также ис­пользующей такой признак. Поэтому применение этого критерия по крайней мере для сделок международной торговли юриди­чески обязательно.

Таким образом, в целом современное российское законода­тельство использует два критерия международной сделки: 1) раз-ногосударственный домициль субъектов сделки и 2) передачу объектов сделки .через границу Российской Федерации. При этом первый критерий используется в частно-правовых норматив­ных актах, второй — в законодательстве Российской Федерации публичного характера.

В российской международно-правовой доктрине вопросу определения международной коммерческой сделки уделяется

Глава 3. Внешнеэкономические сделки в международном частном праве пап

серьезное внимание, но единого доктринального понятия не вы­работано до сих пор1. Вместе с тем в работах последних лет2 все настойчивей звучит мысль о необходимости относить к внешне­экономическим сделкам как односторонние (доверенность), так и многосторонние (договор, контракт) действия, совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности лица­ми, коммерческие предприятия которых находятся в разных го­сударствах3. Возможно, к этой общей категории следует отно­сить и процессуальные договоры сторон о способе рассмотрения экономических споров.

С точки зрения международного частного права такое пред­ложение обоснованно, ибо место коммерческой деятельности (place of business — термин английского текста Конвенции 1980 г.) субъектов предпринимательства в значительной мере диктует вы­бор цивилистических норм, регулирующих такие правоотноше­ния. В то же время с точки зрения определенности и прозрач­ности правоотношений в публичном порядке остается важным выделение признака международных (трансграничных) обменов товарами, услугами, рабочей силой, финансовыми потоками и т.д. Значение этого признака повышается в наши дни в целях защиты международного публичного порядка против действий преступных коммерческих образований, связанных с террориз­мом, наркобизнесом, незаконной торговлей людьми, оружием массового уничтожения и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что для отнесения коммерческой сделки к международной целесообразно вьщеление двух признаков: частно-правового — местонахождения (домици­ля) субъектов коммерческой деятельности в разных государствах и публично-правового — осуществление этими субъектами трансграничных (международных) обменов продуктами своей предпринимательской деятельности.

С учетом вышеизложенного, к международным коммерчес­ким сделкам можно отнести сделки, являющиеся формой осу­ществления предпринимательской деятельности, совершаемые коммерческими предприятиями (предпринимателями), находя-

1 См.: Лунц Л.А. Внешнеторговая купля-продажа. М., 1972. С. 4; Поздня­ ков B.C., Садиков О.Н. Правовое регулирование отношений по внешней тор­ говле СССР. М., 1985. С. 61; Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л., 1986.

2 См.: Зыкин А.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994.

3 См.: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 198; Дмитриева Т.К. Международное частное право. М., 2000. С. 338.

250

Часть 2. Особенная >-><*<

щимися на территории разных государств и направленные на осуществление трансграничных обменов продуктами (предмета­ми, объектами) предпринимательской деятельности.

1.2. Содержание международной коммерческой сделки. Договорные условия

В международном экономическом обороте постоянно заклю­чается большое количество сделок по обмену предметами (объек­тами) предпринимательской деятельности, дозволенными к тако­му обмену национальным законодательством и международными конвенциями. Недопустимы обмены наркотиками, наемниками, оружием массового уничтожения. Такие операции ничтожны с точки зрения гражданского права и наказуемы с точки зрения уголовного права. В основном международные коммерческие сделки совершаются в отношении допустимых с точки зрения права объектов предпринимательской деятельности.

Местонахождение коммерческих предприятий в разных госу­дарствах и необходимость трансграничных обменов объектами предпринимательской деятельности приводят к тому, что меж­дународные коммерческие сделки являются, с точки зрения пра­вового обеспечения, очень сложными: эффективные с точки зрения экономических операций сделки могут не достигать ре­зультатов по причинам правового характера. Например, в арбит­ражном суде субъекта Российской Федерации рассматривался спор российского завода и чешской авиакомпании о постановке в Российскую Федерацию аэробуса. Между двумя компаниями был заключен договор подряда о ремонте на российском заводе десятка авиадвигателей чешской фирмы. В оплату произведен­ного ремонта на российское предприятие должен был быть по­ставлен новый самолет-аэробус. Двигатели были отремонтирова­ны, отправлены и приняты заказчиком в Чехии. Заказчик во ис­полнение своих обязательств передал гражданский авиалайнер в Россию. На российской таможне этот лайнер не получил разре­шения на ввоз в связи с недооформлением документов, необхо­димых для ввоза в Российскую Федерацию. Впоследствии лай­нер был возвращен в Чехию, но и там был задержан на границе в связи с отсутствием необходимых документов для ввоза в Че­хию. К моменту рассмотрения спора самолет был продан чеш­ской таможней с торгов с изъятием стоимости лайнера в бюджет Чехии. Российский подрядчик не получил оплаты за выполнен­ные работы и обратился за защитой своего права в суд.