Скачиваний:
71
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
299.01 Кб
Скачать

Литература и искусство

Викинги ценили мастерство в бою, но не менее почитали литературу, историю и искусство.

Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время по окончании эпохи викингов появились первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Зато в Исландии сохранился богатый фольклор. Он был записан по окончании эпохи викингов с применением латинского алфавита переписчиками, которые хотели увековечить подвиги своих предков.

Среди сокровищ исландской литературы выделяются длинные прозаические повествования, известные как саги. Они подразделяются на три основных типа. В наиболее важных, т.н. семейных сагах описываются реальные персонажи эпохи викингов. Сохранилось несколько десятков семейных саг, пять из них по объему сопоставимы с большими романами. Два других типа – исторические саги, рассказывающие о норвежских королях и заселении Исландии, и беллетристические саги конца эпохи викингов о приключениях, отражающие влияние Византийской империи и Индии. Еще одно крупное прозаическое произведение, появившееся в Исландии, – Младшая Эдда – собрание мифов, записанное Снорри Стурлусоном, исландским историком и политическим деятелем 13 в.

В большом почете у викингов была поэзия. Исландский герой и искатель приключений Эгиль Скаллагримссон гордился званием поэта не меньше, чем достижениями в бою. Поэты-импровизаторы (скальды) воспевали достоинства ярлов (предводителей) и принцев в сложных поэтических стансах. Гораздо проще поэзии скальдов были песни о богах и героях прошлого, сохранившиеся в сборнике, известном под названием Старшая Эдда.

Искусство викингов носило прежде всего декоративный характер. Преобладающие мотивы – причудливые животные и энергичные абстрактные композиции из переплетающихся лент – использовались в резьбе по дереву, изящных изделиях из золота и серебра и украшениях на рунических камнях и памятниках, которые устанавливали, чтобы запечатлеть важные события.

Общество насилия

О царившем в том обществе насилии свидетельствует то, что почти все мужчины погребались при оружии. Хорошо снаряженный воин должен иметь меч, деревянный щит с металлической пластиной в центре для защиты руки, копье, топор и лук со стрелами в количестве до 24 штук. Шлем и кольчуга, в которых викингов изображают современные художники, в действительности при раскопках встречаются очень редко. Шлемы с рогами, являющиеся непременным атрибутом викингов на картинах, на самом деле ни разу не были найдены среди настоящих вещей викингов.

Но и в могилах воинов, военным снаряжением, мы находим предметы мирной – серпы, косы и мотыги. Кузнец похоронен со своим молотом, наковальней, клещами и напильником. Рядом с крестьянином из прибрежных районов мы можем увидеть рыболовные снасти. Рыбаков часто хоронили в их лодках. В могилах женщин можно найти их личные украшения, кухонную утварь и орудия для изготовления пряжи. Женщин тоже часто хоронили в лодках. Деревянные, текстильные и кожаные вещи редко сохраняются до наших дней, что оставляет много неясных вопросов в изучении того времени. Лишь в немногих могилах земля сохраняет чуть больше, чем обычно. У берегов Осло-фиорда, сразу под слоем торфа, находится глиняный слой, который препятствует проникновению воды и воздуха. Некоторые могилы были бы как бы законсервированы на многие тысячи лет и, тем самым, сохранили все имевшиеся в них предметы. В этой связи следует назвать захоронения Усеберг, Тюне и Гокстад, сокровища которых выставлены в Музее кораблей викингов на острове Бюгдей в Осло.

Это примеры того, как удачные грунтовые условия позволяют сохранить следы древности. Мы не знаем, кем были похороненные там, но, судя по помпезности захоронений, они, скорее всего, принадлежали к верхушке общества. Возможно, они были в родстве с той королевской династией, которая, несколько поколений спустя, объединила Норвегию в единое государство.

Недавно при помощи подсчета годовых колец на деревянных изделиях, удалось установить возраст захоронений Усеберг, Тюне и Гокстад. Корабль из захоронения Усеберг был построен в 815—820 годах нашей эры, а само погребение состоялось в 834 году. Корабли из захоронений Тюне и Гокстад относятся примерно к 890 году, а были погребены сразу после 900 года. В этих трех могилах корабли были использованы в качестве гробов. От корабля из захоронения Тюне сохранилось одно днище, а сама могила была разграблена. Тем не менее, видно, что и этот корабль имел такое же превосходное качество, как и два других. Корабли из захоронений Тюне, Усеберг и Гокстад имели длину соответственно 20, 22 и 24 метра.

В процессе погребения корабль вытаскивался на берег и опускался в глубокую яму. У мачты сооружался деревянный склеп, в который помещались умершие в своих лучших нарядах. Затем корабль наполнялся необходимой утварью и принесенными в жертву лошадьми и собаками. Над всем этим сооружался высокий могильный холм. Один араб, проезжавший по России в 800-х годах, встретил похоронную процессию викингов, хоронивших своего вождя. Ибн Фадлан описал, увиденное им, и этот документ сохранился до нашего времени. Корабль вождя был вытащен на берег, и множество ценностей было погружено в него. Покойный был одет в свой самый лучший наряд и помещен на ложе в корабле. Одна из рабынь, пожелавшая уйти в мир иной со своим господином, его конь и охотничья собака были принесены в жертву, Затем корабль со всем содержимым был сожжен, а над пепелищем, был воздвигнут курган. В Скандинавии и Западной Европе найдено много захоронений с сожженными кораблями, но наиболее крупные в районе Осло-фиорда оказались нетронутыми. В корабле из захоронения Гокстад найдены останки мужчины, что можно сказать и о корабле из Тюне. А вот в корабле из Усеберга были похоронены две женщины. По скелетам удалось определить, что одной из них было 50-60 лет, а другой 20-30. Кто был главным лицом, а кто спутником мы уже никогда не узнаем.

Захоронения Усеберг и Гокстад были разграблены, а украшения и лучшее оружие бесследно исчезли. Изделия же из дерева, кожи и текстиля грабителей не интересовали и потому сохранились до наших дней. Следы похожих захоронений встречаются и в других местах. Многое подтверждает правоту предположения о существовании обычая класть в могилу принесенных в жертву собак и лошадей, оружие, корабельную оснастку (весла, трапы, черпаки, котлы для пищи, палатки и часто, заморские бронзовые чаны). Чаны наверняка изначально содержали еду и питье для умершего.

Захоронение Усеберг не имеет следов оружия, что характерно для могил женщин, но, в остальном, там находился обычный набор вещей. В дополнение к этому покойная имела рядом с собой предметы, подтверждающие ее статус главы крупного хозяйства. Можно предположить, что женщины несли ответственность за ведение домашнего хозяйства в то время, когда мужчины находились в походе. Женщина из Усеберга, как и многие ее соплеменницы, наверняка являлась зрелой и уважаемой дамой независимо от рода занятий – будь то изготовление пряжи вместе с другими женщинами, руководство полевыми работами или дойка коров, изготовление сыра и масла. Кроме корабля в ее могиле находились телега и сани. Путь в царство мертвых мог проходить и по воде, и по суше, и покойный должен был иметь все необходимое снаряжение. Лошадей было принесено в жертву, в количестве, достаточном для того, чтобы запрячь и в сани, и в телегу. Кроме этого, в могиле были найдены палатка и кастрюли, портновские принадлежности, сундуки и шкатулки, корыто, сосуды для молока и ковши, нож и сковородка, лопаты и мотыги, седло, собачья упряжь и многое другое. Запас провианта на дорогу в царство мертвых состоял из пары зарезанных быков, целого корыта теста для выпечки хлеба, а на десерт имелось ведро диких яблок.

Многие деревянные вещи украшены резьбой. Видно, что в хозяйстве многие занимались художественными ремеслами. Даже самые простые обиходные вещи – как, например, оглобли саней – усыпаны резным орнаментом. Если не брать во внимание усебергские находки, то викинги, в основном, славились своими металлическими украшениями небольшого формата. Резьба по дереву содержит аналогичные мотивы, где преобладают фигуры сказочных зверей, сплетающихся в плотный, хаотичный узор. Техника резьбы превосходна и говорит о том, что люди усебергской королевы обращались с резаками столь же умело, как и с оружием.

Мужчина, погребенный в Гокстаде, также имел превосходного резчика по дереву, несмотря на то, что в его могиле не столь много резных изделий, как в Усеберге. Корабль из Усеберга имел низкие борта и обладал не столь хорошими мореходными качествами, как корабли из Гокстада и Тюне. Тем не менее, корабль вполне справился бы с плаванием через Северное море. Такая конструкция типична для кораблей викингов 800-х годов. Построенный в наше время корабль-копия был быстроходен, но им было трудно управлять. Корабли из Усеберга, Гокстада и Тюне, использовались, скорее всего, как частные корабли для морских путешествий знати, а не для транспортировки воинов. Гокстадский корабль имеет лучшие мореходные качества, чем корабль из Усеберга. Это подтвердили его копии, проплывшие через Атлантический океан, как под парусами, так и с 32-мя гребцами. Даже при полной загрузке, корабль погружается лишь на 1 метр, что дает возможность высаживать быстрые десанты на вражеских берегах. Вероятно, интенсивное мореплавание в 800-х годах дало викингам опыт, примененный затем в строительстве судов с более совершенной формой корпуса. Если такие предположения верны, то различие кораблей из Усеберга и Гокстада является результатом накопленного опыта трех поколений от плаваний в Северном море, а также длительных дискуссий между судостроителями, желавшими создать нечто новое.