- •Введение
- •Раздел I. Наполеоновские войны в европе и формирование венской системы международных отношений
- •§1. Европейские дипломатические отношения при Наполеоне
- •(Континентальная блокада)
- •§2. Новые принципы международных отношений в решениях Венского конгресса
- •§3. «Священный Союз» и его конгрессы как попытка создания механизма урегулирования и поддержания мирового порядка
- •Вопросы к разделу I:
- •Раздел II. Международные отношения в 1820-х – 1850-х гг. (второй четверти XIX века)
- •§ 1. Нарастание революционных движений в Европе и их влияние на Венскую систему международных отношений
- •Заключенного в Лондоне 3/15 ноября 1831 г.
- •Французской республики, 3 марта 1848 г.
- •Папе Пию IX 3 декабря 1848 г.
- •Лондон, 29/IV 1848 г.
- •§2. Восточный вопрос в политике европейских государств второй четверти XIX века
- •29 Октября 1821 г.
- •Эгина, 12/24 мая 1829 г.
- •10 Апреля 1854 г.
- •Вопросы к разделу II:
- •§1. Дипломатические итоги борьбы с Турцией и Ираном
- •25 Сентября / 7 октября 1826 г.)
- •§2. Крымская война и Парижский мир 1856 г.
- •§3. Российско-китайские дипломатические отношения
- •Вопросы к разделу III:
- •Раздел VI. Соединенные штаты америки в международных отношениях XIX века
- •§1. Международные отношения и внешняя политика сша в период войны за независимость испанских колоний в Америке (первая треть XIX века)
- •28 Июля (9 августа) 1814 г.
- •§2. Международные отношения во время гражданской войны
- •Вопросы к разделу IV:
- •Литература
§1. Дипломатические итоги борьбы с Турцией и Ираном
№1. Из русско-английского протокола по греческим делам, подписанного в С.-Петербурге 23 марта (4 апреля) 1826 г.
Петербургский протокол 1826 г. явился результатом переговоров Веллингтона с Николаем 1 по греческому вопросу. Хотя Англия и достигла этим соглашением некоторого контроля над политикой России в греческом вопросе, но дипломатический успех России был гораздо большим, так как ст. 3 открывала возможность не только общего, но и «единоличного» воздействия на Турцию.
(Уполномоченные: России - К. Нессельроде и X. Ливен, Великобритании - Веллингтон).
Ст. 1. Условия, которые будут предъявлены Порте в том случае, если она примет предложенное ей посредничество, поставят греков в нижеследующие отношения к Оттоманской империи: греки будут находиться в зависимости от этой империи и будут платить ей ежегодно дань, размер которой будет с общего согласия определен единожды навсегда;
они будут управляться властями, ими самими избранными и назначенными, но в назначении, которых Порта будет иметь известное участие;
они будут пользоваться полной свободой совести и сношений и будут исключительно сами заведывать внутренним своим управлением (грекам для предупреждения столкновений между обеими нациями будет предоставлено право купить находящиеся в Греции турецкие имения).
Ст. 3. В случае, если предложенное его брит. вел. Оттоманской Порте посредничество не будет принято этою державою, то Россия и Великобритания тем не менее будут считать упомянутые в ст. 1 настоящего протокола условия за основные для примирения, имеющего совершиться при их участии, общем или единичном, между Портою и греками, и воспользуются всеми благоприятными обстоятельствами для оказания своего влияния на обе стороны, с целью привести их к примирению на упомянутых основаниях.
Ст. 5. В этом соглашении ни его имп. вел., ни его брит. вел. не будут искать никакого увеличения своих владений, никакого исключительного влияния и никаких торговых выгод для своих подданных, которые не могли бы принадлежать подданным каждого другого государства.
Мартенс Ф. Ф. Указ. соч. Т. XI, С. 341-343.
№2. Русско-турецкая конвенция (Аккерманская конвенция)
25 Сентября / 7 октября 1826 г.)
Нарушение Османской империей свободы торгового судоходства в зоне Проливов и положений Бухарестского мира 1812 г., касавшихся Сербии и Дунайских княжеств, а также выступление официального Петербурга в поддержку национально-освободительной борьбы греков существенно обострили русско-турецкие отношения в середине 1820-х гг. 24 марта/5 апреля 1826 г. поверенный в делах России в Константинополе вручил Порте ультимативную ноту, предлагавшую последней вывести свои войска из Молдавии и Валахии; восстановить там порядок, определенный русско-турецкими договорами и нарушенный турками после 1821 г.; возвратить сербам право на самоуправление, полученное ими по Бухарестскому миру 1812 г.; и выделить уполномоченных для заключения нового соглашения. В случае же отказа Османской империи от выполнения вышеназванных требований русское правительство собиралось начать против нее войну, к которой турецкая сторона в тот момент не была готова. Вследствие этого, по совету англичан и австрийцев Порта уступила России, и в ходе начавшихся в июле 1826 г. в Аккермане русско-турецких переговоров, предложенный официальным Петербургом текст конвенции был принят без изменений, что явилось тогда крупным успехом отечественной дипломатии в рамках восточного вопроса.
Имп. всеросс. двор и блистательная Порта, движимые искренним желанием положить конец возникшим между ними со времени заключения договора бухарестского прениям, условились вступить в дружественные переговоры с тою единственною целью, чтобы на предбудущее время отвратить всякий повод к дальнейшим несогласиям и обеспечить во всей их силе исполнение договора бухарестского и всех прочих трактатов и актов, кои оным возобновлены или подтверждены.
Ст. 1. Все условия и постановления мирного договора, заключенного в Бухаресте в 16 день мая 1812 года. подтверждаются настоящею конвенциею во всем их пространстве.
Ст. 3. Трактаты и акты, относящиеся до прав и преимуществ, коими долженствуют пользоваться Княжества Молдавское и Валахское, подтверждены особенным условием 5-ой статьи договора бухарестского, и блистательная Порта торжественно обязывается охранять во всяком случае сии права и преимущества.
Ст. 5. Блистательная Оттоманская Порта приведет немедленно в исполнение все постановления, означенные в 8-ой статье оного [бухарестского] договора, касательно народа сербского.
ОТДЕЛЬНЫЙ АКТ
Отныне господари Молдавии и Валахии назначаются из тамошних природных бояр и будут в каждой из сих областей с утверждения и по воле блистательной Порты избираемы общим собранием Дивана, сообразно с древними обычаями края.
Время управления господарей полагается то же, которое было определено прежде, именно: семь полных лет. До истечения сих семи лет они не могут быть отрешены. Если же во время управления своего сделаются виновными в каком-либо преступлении, то блистательная Порта известит о том российского посланника, и когда, по исследовании, тою и другою стороною признано будет, что господарь действительно виновен, то в сем, и только в сем одном случае, дозволено будет отрешить его.
Ключников Ю. В., Сабанин А.В. Указ. соч. Ч. I, С.138-139.
№3. Трактат, заключенный в Адрианополе 2 сентября 1829 г.
Адрианопольский мирный договор завершил победоносную для России русско-турецкую войну 1828-1829 гг. При заключении договора царская дипломатия руководствовалась соображениями о том, что для России будет выгоднее отказаться от раздела Османской империи, обеспечив в то же время преобладающее влияние на политику Порты. Этим объясняется сравнительная умеренность договора, а также то, что политические статьи (автономия Сербии и Греции, привилегии Дунайским княжествам, свобода торгового мореплавания в Черном море и проливах и пр.) имели гораздо большее значение, чем территориальные. Адрианопольский договор наметил новую политическую линию в русско- турецких отношениях и в восточном вопросе.
(Уполномоченные: России - И.И. Дибич-Забалканский, Османской Империи - Мехмед-Садик-Ефенди)
I. Всякая вражда и несогласие, существовавшие доселе между обеими
Империями, отныне прекращаются на суше и на морях.
II. Его вел. имп. и падишах всерос., желая удостоверить его вел. имп. и падишаха Оттоманского в искренности своего дружественного расположения, возвращает Блистательной Порте Княжество Молдавию в тех границах, какие оно имело до начатия войны, настоящим мирным договором прекращенной. Его имп. вел. также возвращает княжество Валахию и Крайовский Банат без всякого изъятия, Булгарию и земля Добридже от Дуная до моря и купно с тем Силистрию, Гирсово, Мачин, Исакчу, Тульчу, Бабдаг, Базарджик, Варну, Праводы и другие города, местечки и селения, в той земле состоящие, все пространство хребта Балканского от Емине-Бурну до Казана, и все земли от Балкана до моря, а также Селимно, Ямболи, Айдос, Карнабат, Мисимврию, Анхи- али, Бургас, Сизополь, Кирклисси, город Адрианополь, Люле-Бургас, наконец, все города, местечки и селения, и вообще все места, занятые в Румелии Российскими войсками.
III. Границею между обеими империями по-прежнему будет река Прут, от самого ее впадения в Молдавию до соединения с Дунаем. Оттоле черта граничная долженствует следовать течению Дуная до впадения Георгиевского гирла в море, так что все острова, образуемые различными рукавами сей реки, будут принадлежать России; правый же ея берег по-прежнему остается во владении Порты Оттоманской.
IV. Грузия, Имеретия, Мингрелия, Гурия и многие другия области Закавказские с давних уже лет присоединены на вечные времена к Российской Империи: сей Державе уступлены также Трактатом, заключенным с Персиею в Туркменчае 10 февраля 1828 г., Ханства Эриванское и Нахичеванское.
V. Поскольку княжества Молдавское и Валахское подчинили себя особыми капитуляциями верховной власти Блистательной Порты, и поскольку Россия приняла на себя ручательство в их благоденствии; то ныне сохраняются им все права, преимущества и выгоды, дарованные в тех капитуляциях, или же в договорах, между обоими императорскими дворами заключенных, или, наконец, в хатт-и-шерифах в разные времена изданных. По сему оным княжествам предоставляется свобода Богослужения, совершенная безопасность, народное независимое управление и право беспрепятственной торговли. Дополнительныя к предшедшим договорам статьи, признанные необходимыми для того, чтобы сии Области непременно воспользовались правами своими, изложены в отдельном акте, который есть и будет почитаем равносильною с прочими частями настоящего договора.
VI. Обстоятельства, последовавшие за Аккерманскою конвенцией, не дозволили Блистательной Порте заняться немедленно приведением в действо постановлений отдельного акта о Сербии, приложенного в V статье той конвенции; а потому Порта торжественнейшим образом обязуется исполнить оныя без малейшего отлагательства и со всею возможною точностию, а именно: возвратить немедленно Сербии шесть округов, от сей Области отторгнутых, и таким образом навсегда обеспечить спокойствие и благосостояние вернаго и покорнаго народа Сербского. Утвержденный хатт-и-шерифом фирман о приведении в действо вышесказанных постановлений будет издан и официально сообщен импер. Рос. двору в течение одного месяца со дня подписания настоящего мирного договора.
VII. Российские подданные будут пользоваться во всей Оттоманской Империи, на суше и на морях, полною и совершенною свободою торговли, предоставленною им в трактатах, доныне между обеими Высокими договаривающимися державами заключенных. Сия свобода торговли отнюдь не будет нарушаема или стесняема ни в каком случае, и ни под каким предлогом, ни посредством каких-либо запрещений или ограничений, ниже по поводу каких-либо учреждений и мер, вводимых по части внутреннего управления или законодательства. Российские подданные, их суда и товары, будут ограждены от всякого насилия и притязания: первые исключительно будут состоять под судебным и полицейским заведыванием министра и консулов Российских; а суда Российские не будут подлежать никакому внутреннему досмотру со стороны Оттоманских властей, ни в открытом море, ни в гаванях, пристанях или на рейдах Турецкой Империи; товары же всякого рода, или припасы, Российским подданным принадлежащие, по очищении установленною тарифами Таможенного пошлиною, беспрепятственно могут быть проданы, сложены на берегу в магазины хозяев или их поверенных, или перегружены на другое судно, какой бы то Державы ни было, так, что о сем Российские подданные не обязаны извещать местныя начальства, а еще менее испрашивать на то их дозволения. При том постановляется, что сии преимущества простираются и на торговлю хлебом, вывозимым из России, и к свободному провозу онаго никогда и ни под каким предлогом не будет делаемо затруднений или помешательств.
Сверх того. Блистательная Порта обязуется наблюдать тщательно, чтобы торговля, и особенно плавание по Черному морю, не подвергались каким-либо препятствиям. На сей конец, она признает и объявляет, что ход через Константинопольский канал и Дарданелльский пролив совершенно свободен и открыт для Российских судов под купеческим флагом, с грузом или с балластом, имеющих проходить из Черного моря в Средиземное или из Средиземного в Черное.
X. Блистательная Порта, объявляя, что она совершенно согласна на постановления договора, заключенного в Лондоне 24 июня (6 июля) 1827 г. между Россией, Великобританией и Францией, приступает равномерно и к тому акту, который, по взаимному согласию оных держав, состоялся 10(22) марта 1829 г., на основании упомянутого договора, и содержит в себе подробное изложение мер, относящихся до окончательного приведения онаго в действие.
Под стягом России: Сборник архивных документов М.. 1992
(Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/l 829adrian html)
№4. Союзно-оборонительный трактат между Россией и Турцией, заключенный в Ункяр-Искелеси 26 июня (8 июля) 1833 г.
Оборонительный союз между Россией и Турцией был заключен в Ункяр- Искелеси в период египетского кризиса 1831-1833 г., когда Россия поддержала власть турецкого султана. Наибольшее значение имела «отдельная и секретная статья договора», налагавшая на султана обязательство закрывать Дарданелльский пролив для иностранных военных кораблей.
(Уполномоченные: России - А. Орлов, Турции - Хосрев-Мехмед-паша и Хаджи-Мехмед-Акиф).
Имп. и самодержец всерос. и имп. оттоманский, движимые равным искренним желанием сохранить мир и доброе согласие, благополучно установленные между обеими державами, положили усилить и упрочить дружбу и полную доверенность, которая существует между ими, заключением союзного оборонительного договора.
Ст. 1. (Провозглашается мир, дружба и союз на веки). Поскольку сей союз имеет единственно целью взаимную защиту их государств против всякого покушения, то их вел. обещают согласоваться откровенно касательно всех предметов, которые относятся до их обоюдного спокойствия и на сей конец подавать взаимно существенную помощь и самое действительное подкрепление.
Ст. 2. (Подтверждаются Адрианопольский трактат 1829г., Константинопольский уговор 1832 г. и другие акты о Греции).
Ст. 3. Сообразно правилам охранения и взаимной защиты, которыя служат основанием настоящему союзному договору, и вследствие искреннейшего желания обеспечить существование, сохранение и полную независимость Блистательной Порты, его вел. импер. всерос., в случае, если бы представились обстоятельства, могущия снова побудить Блистательную Порту требовать от России воинской и морской помощи, хотя сие Богу соизволяющу, вовсе не предвидится, обещает снабдить сухим путем и морем таким количеством войск и сил, какое обе выс. дог. стороны признают нужным. А потому постановлено, что в таковом случае сухопутныя и морския силы, которыя Блистательная Порта потребует для своей защиты, будут готовы в ея распоряжение.
Ст. 4. (Устанавливается распределение расходов по содержанию войск).
Ст. 5. (Устанавливается восьмилетний срок договора).
Отдельная и секретная статья
По силе одного из условных пунктов статьи 1 союзного оборонительного договора, заключенного между Российским Императорским Двором и Блистательною Портою, обе Высокия договаривающиеся стороны обязаны подавать взаимно существенную помощь и самое действительное подкрепление для безопасности обоюдных их держав. Однако, поскольку его вел. имп. всерос., желая освободить Блистательную Порту Оттоманскую от тягости и неудобств, которыя произошли бы для нее от доставления существенной помощи, не будет требовать таковой помощи в случае если бы обстоятельства поставили Блистательную Порту в обязанность подавать оную, то Блистательная Порта Оттоманская взамен помощи, которую она в случае нужды обязана подавать, по силе правил взаимности явного договора, должна будет ограничить действия свои в пользу императорского российского двора закрытием Дарданелльского пролива, то есть не дозволять никаким иностранным военным кораблям входить в оный под каким бы то ни было предлогом.
Настоящая отдельная и секретная статья будет иметь равную силу, как если бы она была включена от слова до слова в союзный Договор.
Юзефович Т. Указ. соч. С. 89-92.
№5. Туркманчайский трактат, 10 февраля 1828 г.
Договор, завершивший войну России с Персией (1826-1828), был составлен известным русским дипломатом и литератором Александром Сергеевичем Грибоедовым. По договору персидский шах отказывался от своих притязаний на Северный Азербайджан и Грузию. Россия приобретала Восточную Армению.
1. Отныне на вечныя времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между Его Величеством Императором Всероссийским и Его Величеством Шахом Персидским, Их Наследниками и Преемниками Престолов, Их Державами и обоюдными подданными. <...>
3. Его Величество Шах Персидский от своего имени и от имени своих Наследников и Преемников уступает Российской Империи в совершенную собственность Ханство Эриванское по сию и по ту сторону Лракса и ханство Нахичеванское. В следствие сей уступки Его Величество Шах обещает, не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать Российским Начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными Ханствами. <...>
4. Его Величество Шах Персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской Империи возникшею между обоими Государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных Российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием. <...>.
5. Российские купеческие суда, по прежнему обычаю имеют право плавать свободно по Каспийскому морю и вдоль берегов оного, как равно и приставать к ним; в случае кораблекрушения имеет быть подаваема им в Персии всякая помощь. Таким же образом предоставляется и Персидским купеческим судам право плавать на прежнем наложении по Каспийскому морю и приставать к берегам Россией, где взаимно в случае кораблекрушения имеет быть оказываемо им всякое пособие. Относительно же военных судов, как издревле одни военные суда под Российским военным флагом могли иметь плавание на Каспийском море, то по сей причине предоставляется и подтверждается им и ныне прежнее сие исключительное право, с тем, но кроме России никакая другая держава не может иметь на Каспийском море судов военных. <...>
13.Все военнопленные обеих сторон, взятые в продолжение последней войны или прежде, а равно подданные обоих правительств, взаимно впадшие когда-либо в плен, должны быть освобождены и возвращены в течение четырех месяцев <...>.
Заключено в селении Туркманчай 10 февраля в лето от Рождества Христова 1828. <...>
Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1829. Собрание второе. Т. III. 1828. № 1794. С. 125-130.
