Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМО_хрестоматия_19в.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
815.1 Кб
Скачать

Эгина, 12/24 мая 1829 г.

Приводимые выдержки из депеши Каподистрии свидетельствуют о продолжавшейся борьбе между державами по вопросу о дальнейшей судьбе Греции. Лишь 3 февраля 1830 г. лондонская конференция постановила, что Греция провозглашается независимым наследственно-монархическим государством.

Несмотря на все возможные препятствия, мы занимаем нашу пограничную линию в Западной Греции. Будем надеяться, что нам позволят сохранить наши позиции в Аттике и занять некоторые позиции на острове Эвбея.

Если Англия заставит нас снять блокаду с Аттики и Эвбеи, если она вынудит нас вывести свои войска из континентальной Греции, то я больше не отвечаю ни за что, так как тогда воцарятся анархия, беспорядок, пиратство, и только лишь иностранная армия сможет восстановить в Греции порядок.

Новая и новейшая история. 1959. № 3. С. 152.

5. Конвенция, заключенная в Лондоне 15 июля 1840 г.

Лондонская конвенция, подписанная во время египетского кризиса 1839- 1841гг., знаменовала победу английской дипломатии, которой удалось изолировать Францию, поддерживавшую Мухаммеда-Али, добиться фактического отказа России от Ункяр-Искелессийского договора, договорившись о коллективном выступлении держав против Мухаммеда-Али и ссылаясь на «древнее правило» Османской империи закрыть черноморские проливы для прохода всех, в том числе и русских, военных кораблей.

(Уполномоченные: Австрии - Нейман, Великобритании - Пальмерстон, Пруссии - Бюлов, России - Ф. Брунов, Турции - Хакиб-эффенди)

Так как его вел. султан обратился к их вел. имп. всеросс.. имп. австрийскому, королеве Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, и королю Прусскому, с просьбой о помощи и пособии с Их стороны среди затруднений, в которые он поставлен вследствие враждебных действий Мухаммеда-Али, паши Египетского, затруднений, угрожающих целости Империи Оттоманской и независимости султанского престола, то их вел. положили в виду вышеозначенного заключить с его вел. султаном конвенцию.

Ст. I. Так как его вел. султан вступил в соглашение с их вел. имп. всерос., имп. австрийским, королевою Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и королем Прусским касательно условий уговора, которые его величество намерен даровать Мухаммеду-Али и означенных в отдельном акте, при сем приложенном то их вел. принимают на себя обязательство действовать в полном согласии и соединить их усилия к побуждению Мухаммеда-Али сообразоваться с этим уговором, причем каждая из выс. дог. сторон представляет себе содействовать этой цели по мере средств ею располагаемых.

Ст. II. Если паша Египетский откажется приступить к вышеозначенному уговору, который будет ему сообщен султаном при содействии других договаривающихся сторон, то их вел. обещают, по предложению султана, принять между ими условленныя и постановленныя меры для приведения сего уговора в исполнение.

Ст. III. Если Мухаммед-Али, отказавшись покориться условиям вышеупомянутого уговора, направит свои сухопутныя или морския силы на Константинополь, то на сей случай выс. дог. стороны согласились, вследствие особенного требования султана, которое он изъявит через их представителя в Константинополе, последовать приглашению этого государя и содействовать защите его престола взаимно установленными общими действиями, дабы защитить от всякого нападения проливы Босфора и Дарданелл, а равно и столицу Оттоманской Империи.

Сверх того условлено, что силы, кои, вследствие такового соглашения, получат вышеозначенное назначение, пребудут там лишь столько времени, на сколько их присутствие будет требоваться султаном; и когда его султ. вел. признает их пребывание лишенным необходимости, то эти силы удалятся одновременно и войдут обратно в Черное и Средиземное моря.

Ст. IV. При сем постановляется именно, что означенное в предыдущей статье действие сообща и предназначаемое поставить временно проливы Дарданелл и Босфора и столицу Оттоманскую под защиту выс. дог. сторон от всякого нападения Мухаммеда-Али должно считаться лишь исключительною мерою, принятою в единственном вышеозначенном случае, по особой просьбе султана и только для защищения его. А также договорено, что эта мера нисколько не нарушит древняго правила Оттоманской Империи, по которому военным судам иностранных держав всегда было возбраняемо входить в проливы Дарданелл и Босфора.

И султан с одной стороны объявляет настоящим актом, что за исключением вышеозначенной случайности, он имеет твердую решимость на будущее время неизменно соблюдать это начало, как древнее правило его империи, и, когда Порта будет находиться в мире, не допускать никакого военного иностранного судна в проливы Босфора и Дарданелл; с другой стороны их вел. имп. всерос., имп. австр, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и король прусский обещают уважать это решение султана, и согласоваться с вышевыраженным началом.

Юзефович Т. Договоры России с Востоком. Политические и торговые. М., 2005. С. 93-96.

6. Из письма министра иностранных дел Австрии графа К. Ф. фон Буоля-Шауенштейна австрийскому послу в С.-Петербурге барону Лебпельтнеру, 5 февраля 1854 г.

О причинах отказа Австрии занять выгодную России позицию «вооруженного нейтралитета» в ходе начавшейся в 1853 г. русско-турецкой войны.

Император Франц-Иосиф не может связывать себя, ввиду случайностей, последствия которых недоступны человеческому предвидению, обязательствами, если со своей стороны император Николай не пожелает ограничить простора своих действий. Последствия продолжительной русско-турецкой войны столь проблематичны, что Австрия, непосредственно заинтересованная в Восточном вопросе, не может дать обязательства сохранять безусловный нейтралитет. Наш государь, бесспорно, безгранично доверяет слову своего августейшего друга, но ничто не может гарантировать, что давление событий будет выше императорской воли. Несмотря на ее определенные стремления, успех оружия в связи с настроением подвластных Турции народностей может привести к положению вещей, противных интересам Австрийской империи. Австрия,обязывалась сохранять выжидательный нейтралитет, пока Россия заявляла, что она намерена придерживаться оборонительного образа действий. Но вопрос, к несчастью, принял общеевропейский характер и стал столь серьезен, что Австрия не может поступить иначе, как, оставляя за собой полную свободу решений, которые она будет призвана принять.

Если бы император Николай пожелал принять на себя обязательства не распространять без пользы военных операций в Европейской Турции, не стремиться ни к какому территориальному расширению, ни к какому вмешательству во внутренние дела Турции, не требовать никакого права, которое не вытекало бы из прежних трактатов, т. е. обязательства, которые кажутся согласными с его интересами, то Австрия была бы готова дать со своей стороны согласие на то, чего от нее требуют. Русский кабинет слишком справедлив, чтобы не признать в противном случае наших затруднений в начертании себе теперь же программы, которую будущие обстоятельства заставят нас принять.

Зайончковский А.М. Восточная война. 1853-1856. В 2 т. СПб , 2002. Т. 2. Ч. 1. С. 508.

7. Союзный договор между Великобританией, Францией и Турцией, заключенный в Константинополе 12 марта 1854 г.

Договор оформлял коалицию европейских государств, воевавших против России в Крымской войне.

(Уполномоченные: Франции - Бараге-д'Илье, Великобритании - Стратфорд, Турции - Решед)

Высочайший манифест Николая I о вступлении России в войну против Турции был подписан 20 октября 1853 г.

Так как его имп. вел. султан обратился к его вел. имп. французов и ее вел. королеве Великобритании с просьбой помочь ему отбросить нападение, направленное его вел. имп. всерос. против владений блистательной Оттоманской Порты, то их величествам и его имп. вел. султану казалось соответственным заключить договор, дабы закрепить их намерения, соответственно изложенному выше, и определить способы, на основании которых их вел. окажут помощь его имп. вел. султану.

Ст. 1. После того, как его вел. имп. французов и ее вел. королева Великобритании уже распорядились, по просьбе его имп. вел. султана, чтобы могущественные дивизии их морских сил направились в Константинополь и оказали оттоманскому флагу и территориям ту защиту, которую позволяют обстоятельства, их вел. обязуются настоящим договором еще ближе сотрудничать с его имп. вел. султаном для защиты оттоманских территорий в Европе и в Азии против русского нападения, поставив для этой цели такое количество своих сухопутных войск, которое может оказаться необходимым для достижения этой цели.

Ст. 2. (Обязательство султана не заключать сепаратного мира.)

Ст. 3. (Обязательство Франции и Англии вывести свои морские и военные силы из Турции немедленно по заключении мира.)1

Ключников Ю. В., Сабанин А.В. Указ. соч. ,Ч. I.С. 164-165.

8. Англо-французский союзный договор, заключенный в Лондоне