Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.47 Mб
Скачать

5.6. Водные каналы мембран: аквапорины.

Молекулы воды могут преодолевать биологические мембраны двумя путями: (1) через липидный бислой и (2) через поры, образуемые специфическими белками – аквапоринами. Хотя молекула воды является диполем, она электронейтральна и, вследствие этого, может, в отличие от ионов, диффундировать через липидную фазу мембраны. Долгое время путь воды через липидный бислой рассматривался как единственный. Однако, наличие в мембранах пор, пропускающих молекулы воды, стали предполагать начиная уже с 60-х годов прошедшего столетия. Позднее существование таких пор было доказано, и они получили название водных каналов.

Одним из критериев участия водных каналов в транспорте воды является высокое отношение осмотического коэффициента водной проницаемости (Pf) к диффузионному коэффициенту водной проницаемости мембраны (Pd). Pf характеризует общую водную проницаемость мембраны, когда ток воды осуществляется как через водные каналы, так и через липидный бислой. Значение Pf определяют при наложении на мембрану градиента водного потенциала (градиента осмотического или гидростатического давления). Pd характеризует проницаемость мембраны, связанную только с диффузией, т. е. с движением молекул воды, которое происходит даже в отсутствие градиента водного потенциала. Соответственно, его определяют в условиях, когда на мембране равен нулю. Значения Pf и Pd приблизительно равны, если транспорт воды осуществляется только через липидный бислой, что, в частности наблюдается на искусственных липидных бислоях, а также на биологических мембранах, в которых водные каналы отсутствуют или инактивированы. Показано, что для ПМ клеток многих растений Pf намного превосходит Pd, что свидетельствует об участии водных каналов в транспорте воды через эту мембрану.

В отличие от диффузионной водопроницаемости, осмотическая водопроницаемость оказалась чувствительной к соединениям ртути. Последняя ковалентно связывает сульфгидрильные группы. Ингибирование транспорта воды соединениями ртути в условиях наложенного на мембрану позволило предположить, что водные каналы образованы белками, содержащими остатки цистеина. Чувствительность транспорта воды к ртуть-содержащим соединениям используется в качестве другого критерия участия в нем водных каналов.

Еще одним критерием вовлечения водных каналов в транспорт воды является его низкая энергия активации (Ea меньше 21 Дж/моль). В отличие от движения воды через каналы, диффузия воды через липидный бислой характеризуется намного более высокими значениями энергии активации (Ea = 58 – 70 Дж/моль).

На основании вышеприведенных критериев исследователи пришли к выводу, что водные каналы отвечают за основной поток воды через мембраны.

Использование молекулярно-биологических подходов в исследованиях позволило идентифицировать белки водных каналов – аквапорины. Первым идентифицированным белком с выраженной водно-транспортной активностью был белок мембраны эритроцитов CHIP28 (channel-forming integral protein), переименованный затем в AQP1. На основании гомологии с AQP1 позже были идентифицированы аквапорины у представителей различных систематических групп, в частности, у бактерий, грибов, растений и животных. В растительных клетках аквапорины обнаружены в плазматической мембране и тонопласте. Аквапорины ПМ входят в семейство интегральных белков PIP (plasma membrane intrinsic protein), аквапорины тонопласта – в семейство интегральных белков TIP (tonoplast intrinsic protein). Для многих идентифицированных на основании гомологии с AQP1 растительных белков была продемонстрирована водно-транспортная активность. С этой целью кДНК идентифицированных белков (предполагаемых аквапоринов) были транскрибированы in vitro. Полученная РНК была введена в ооциты африканской травяной лягушки Xenopus laevis. Через некоторое время, необходимое для синтеза белка и встраивания его в плазматическую мембрану, ооциты переносили на гипотонический раствор и регистрировали скорость их набухания (скорость входа воды). Набухание происходило значительно быстрее у ооцитов, ПМ которых содержала продукт внедренной РНК, свидетельствуя, что исследуемый белок является аквапорином. Такого рода доказательство наличия водно-транспортной активности было получено для гомологов AQP1 ПМ и тонопласта из Arabidopsis, растений табака, Mesembryanthemum crystallinum, бобов, подсолнечника, шпината и кукурузы.

Молекулярная масса аквапоринов варьирует от 23 до 31 кДа. На рис. 5.5 представлена гипотетическая структура аквапорина, образующего канал в мембране. Полипептидная цепь аквапорина 6 раз пересекает липидный бислой. Домены, погруженные в липидный бислой, гидрофобны и образуют -спирали. C- и N-концы аквапоринов ПМ и тонопласта расположены с цитоплазматической стороны мембраны. Гидрофильные домены полипептидной цепи соединяют -спирали. Между 2-ой и 3-ей, а также между 5-ой и 6-ой -спиралями гидрофильные домены включают небольшие гидрофобные петли. Последние, так же как и -спирали, погружены в липидный бислой. Каждая из этих двух петель содержит высоко консервативный мотив Asp-Pro-Ala, так называемый NPA-бокс. Две петли, содержащие этот мотив, совмещаются в центре липидного бислоя и формируют две полусферические поры, которые вместе создают узкий водный канал. Полагают, что такого рода двухосевая симметрия обеспечивает ток воды через мембрану в обоих направлениях, в зависимости от направления градиента водного потенциала, а также отвечает за селективность водного канала по отношению к молекулам воды.

Содержание белков PIP и TIP семейств в мембранах растительных клеток сильно варьирует. Оно зависит от вида растения, ткани, условий водного режима и в некоторых случаях может достигать очень высоких значений. Было показано, например, что в плазматической мембране листьев шпината на долю белков PIP-семейства приходится до 20% от общего содержания белков в этой мембране.

Аквапорины не только отвечают за быстрый транспорт воды через мембраны, но также дают организму возможность регулировать водные потоки, как между клетками, так и внутри клеток. Эта регуляция осуществляется как путем изменения числа водных каналов в мембране, так и путем изменения их активности. Содержание водных каналов в мембране зависит от биосинтеза аквапоринов, который находится под контролем транскрипционных факторов. Регуляция активности уже сформированных водных каналов осуществляется путем фосфорилирования. Водная проводимость мембран меняется в онтогенезе, изменяя потоки воды в соответствии с запросами роста и развития растения. Установлено, что при росте, когда происходит растяжение клеток, активность генов TIP-семейства возрастает. Экспрессия генов тонопластных аквапоринов и повышение транспортной активности последних в условиях роста растяжением необходимы, чтобы обеспечить усиленный приток воды в вакуоли и поддержать тургор в клетках.

Контролирование водных потоков в растении имеет большое значение и в условиях водного дефицита. Регуляция водно-транспортной активности ПМ путем фосфорилирования - дефосфорилирования аквапоринов и общие принципы регуляции экспрессии генов при водном дефиците будут рассмотрены в разделе 8.2.