Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nemetskaya_irratsionalnaya_filosofia_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
104.96 Кб
Скачать
  1. Философия Артура Шопенгауэра

Одним из первых представителей философии жизни являлся немецкий философ Артур Шопенгауэр. В течение некоторого времени Шопенгауэр и Гегель работали вместе на кафедре философии в Берлинском университете. Шопенгауэром была предпринята попытка чтения своей философии как курса, альтернативного философии профессора Гегеля, он даже старался назначать свои лекции в одно время с Гегелем. Но данные меры не помогли, и Шопенгауэр остался без слушателей. Позже со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмит славу Гегеля. Провал лекций в Берлине очень сильно ударил по самолюбию Шопенгауэра, с учетом его отрицательной оценки философии Гегеля: он называл ее бредом параноика, наглой галиматьей шарлатана. Особенно негативно Шопенгауэр отзывался о гегелевской диалектике, считая ее хитроумным приемом, под которым маскируются абсурд и недостатки гегелевской системы2.

Основное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819). Данное произведение содержит основные идеи учений Шопенгауэра. Весь мир, по его определению, ни что иное, как воля к жизни. Она присуща всем существам, а в большей степени и человеку: его воля к жизни наиболее значима, так как человек обладает разумом, познанием. Каждый отдельный человек имеет свою волю к жизни – отличную от воли других людей. Все остальные люди в его представлении - существа, которые зависят от беспредельного эгоизма человека, как явления, которые рассматриваются только с точки зрения воли к жизни человека, его интересов. Человеческое сообщество представляется, таким образом, в качестве совокупности воли отдельных лиц. Специальная структура - государство – разными способами соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов достигается, по Шопенгауэру, в сфере искусства и высшей морали.

Взгляды Шопенгауэра имеют определенное сходство с буддистскими идеями. Это закономерно, поскольку ему была близка индийская культура, он высоко оценивал и использовал идеи этой культуры в своем учении. Правда, Шопенгауэр не исповедовал присоединение к восьмеричному пути Будды, но так же, как и идеи буддизма, был пессимистически настроен относительно попыток и возможностей создать на Земле справедливое и счастливое общество, лишенное страданий и эгоизма. Именно поэтому учения Шопенгауэра оценивались учеными как пессимистические. Шопенгауэром одним из первых было указано на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии востребованы Фрейдом при создании его теории. Произведениям Шопенгауэра присущ яркий стиль, метафоричность, образность выражения и широта. Одним из его основополагающих трудов был "Трактат о любви", в нем Шопенгауэр определял, что любовь является слишком серьезным явлением, чтобы оставлять ее на откуп поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра присутствует множество красочных, широких образов, которые берут свое начало из системы. Так, например, любовь является сильным влечением, возникающим между двумя людьми противоположного пола. Влечение является таинственной силой, которая притягивает влюбленных, проявлением воли существа, которое еще не родилось на свет, будущего их ребенка; соответственно, происходит «вычисление» природой на уровне организмов двух людей то, что с биологической точки зрения комбинация указанных организмов может дать оптимальный вариант потомства, и в результате чего возникновение энергии взаимного притяжения этих организмов возможно.

Шопенгауэра часто называют основателем иррационализма, включая в это определение все те направления, которые занижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По высказываниям сторонников некоторых философских течений, иррационализм – это отрицательное явление3.

Определяя мир, Шопенгауэр представлял его наполненный красками, запахами, звуками, осязательными ощущениями, мир объявляется представлением, и только представлением. Шопенгауэр опирается в данном случае на взгляды Канта, а в итоге и на философию Беркли, о чем он и сам не раз говорит. Он не снисходит и никак не обосновывает свой взгляд, а просто его объявляет. В первой части книги Шопенгауэр пишет: «Нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, воззрением для взирающего — короче говоря, представлением... Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно обречено обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир — представление»4.

Таким образом, мир, как считает Шопенгауэр, являет собой взаимосвязь субъекта и объекта. Сам субъект определяется как «носитель мира, общее и всегда предлагаемое условие всех явлений, всякого объекта: ибо только для субъекта существует все, что существует». В качестве подобного субъекта каждый определяет самого себя, но лишь, поскольку он может познавать, а не поскольку он — объект познания. Однако тело его является таким объектом и существует в формах всякого познания, например во времени, пространстве. Эти формы могут познаваться за аксиому, исходя из одного лишь субъекта. При всем этом причинность являет у Шопенгауэра форму закона, достаточного основания, реализуемую в пространстве и времени, также представляющую собой формы этого закона, которому подчинены все объекты мира, поскольку они являются представлениями.

Субъект же в данном смысле, лежит вне пространства и времени и познанию не подлежит. Тем не менее, субъект и объект взаимно дополняют друг друга, и если убрать субъект, то и мир перестанет существовать.

Шопенгауэр не дает ясности в вопросе о том, имеется ли в мире только один познающий субъект или есть множество субъектов, ведь множественность обусловлена присутствием в пространстве и времени, которые, как формы воззрения, являются только объектами-представлениями. Но склонности к солипсизму Шопенгауэр не проявляет, он считает их сумасшедшими. В этом и проявляется особенность философа, вставшего на позиции субъективного идеализма или феноменализма. Здесь все дело в абсолютизации Шопенгауэром взаимодействия субъекта и объекта.

Во время процесса познания необходимым является соотношение познаваемого объекта с познающим субъектом. В нем не может существовать объекта без субъекта, так как тогда будет отсутствовать познавательный акт. Так же в процессе физического воздействия на любой объект должны быть в наличии и субъект, как воздействующий, так и объект, на который совершается воздействие.

Если в обоих случаях мы будем подразумевать только субъект, считая лишь его наличие безотрицательно известным и в корне достоверным, то объект, как познания, так и воздействия, неизбежно будет привязанным к субъекту, и о его независимом существовании нельзя будет говорить. Эта позиция ведет к дисбалансу и к противоречию всему опыту жизни и наследия науки.

Тем не менее, многим философам-иррационалистам этот подход представляется очень соблазнительным и эффективным, в их полемике с материализмом, что они охотно принимают все противоречия, к которым он их подводит. Это происходит и в работах Шопенгауэра.

Шопенгауэр определяет, что распадение на субъект и объект имеет место только в воображении и по отношению к нему является чем-то вторичным. Все имеет относительное бытие, т.е. существует только для рассудка и через него. Понятия материи Шопенгауэром не отвергается, но определяется «с одной стороны, как воспринимаемость времени н пространства, а с другой — как объективированную причинность»5.

Он говорит также, что «причина и действие — в этом вся сущность материи: ее бытие — ее действие, все ее бытие и существо состоят, таким образом, только в закономерном изменении, которое одна часть ее производит в другой...»6. Забегая вперед преверженцев прагматизма, Шопенгауэр заключает из этого, что «познание способа действия какого-либо интуитивного воспринятого объекта исчерпывает уже и сам этот объект... так как сверх того в нем для познания ничего больше не остается». Пространство и время определяются материей, и, собственно говоря, она и есть соединение того и другого. Далее, с точки зрения Шопенгауэра, «всякая причинность, следовательно, всякая материя, а с нею и вся действительность существует только для рассудка и через рассудок»7.

В итоге мир явлений рационален, так как в нем с жесткой необходимостью действует закон достаточного основания, причинность и т. п. Поэтому рационально познаем: разум, рассудок, понятия, суждения, и все остальные средства рационального познания задействованы Шопенгауэром для познания реального мира. Рационалист не может не согласиться со всеми этими положениями немецкого философа, но с оговоркой: благодаря всем этим средствам рационального познания мы также познаем и само бытие.

Для Шопенгауэра разум не только далеко не абсолютная способность познания, но также является вторичным по отношению к организму. Ведь внутреннее, «подлинное ядро единственно метафизическое и потому неразрушимое в человеке»8 есть, согласно Шопенгауэру, бессознательная воля.

В итоге, для Шопенгауэра иррациональное – это ядро подлинного мира, а именно: воля, воля же вне разума, вне сознания, вне всяких рациональных форм познания. «Уже одно выделение области воли, - пишет Фолькельт, - из-под всех форм закона достаточного основания недвусмысленно указывает на алогический характер этого метафизического мира. Закон достаточного основания означает для Шопенгауэра совокупность всего разумного, логически построенного, рационально связанного. И так как воля выделена из области действия закона достаточного основания, то тем самым она переходит в иррациональную пропасть, в алогическое чудовище»9. Такое иррациональное есть иррациональное само по себе, оно неодолимо и рационализировано быть не может. Единственно, что здесь возможно - это интуитивное понимание и последующее изложение в понятийной форме, очень несовершенной, неадекватной, но носящей универсальный характер сообщаемости другому.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]