Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
560107.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
279.49 Кб
Скачать
  1. Аграрный переворот в Англии

2.1 Процесс первоначального накопления и аграрный переворот в английской деревне

Основным условием, определившим успехи развития капитализма в Англии XVI в., явилось то, что в ней процесс первоначального накопления капитала проходил интереснее, чем в других странах; как уже указывалось, экспроприация крестьянства, составляющая основу этого процесса в классической форме, начала совершаться в Англии с конца XV в.

С увеличением с конца XV в. спроса на английскую шерсть во Фландрии, затем и в самой Англии, и с повышением цен на нее овцеводство стало выгоднее земледелия, и состоятельные люди деревни и города стали применять свои капиталы для разведения больших стад овец, нуждаясь для этого в обширных пастбищах. Многие крупные землевладельцы, принадлежавшие к новой знати, для которой, по словам Маркса, «…деньги являлись силой всех сил», активно помогали этому развитию прибыльного овцеводства. Они начали превращать земли своих поместий в пастбища и, не довольствуясь этим, захватывать обширные земли, которыми пользовались совместно со своими крестьянами-держателями, а также сгонять крестьян с их наделов и обращать эти наделы в свои пастбища, снося при этом крестьянские дома ицелые деревни. Захваченные таким образом компактные участки дворяне огораживали частоколом, канавами, дивой изгородью, изымая их тем самым из общественного землепользования. Они сдавали эти земли в аренду крупным фермерам-скотоводам, получая с них высокую ренту, а иногда и сами разводили большие стада овец. Этот процесс насильственного обезземеливания английского крестьянства получил название «огораживаний». «Ваши овцы, – пишет современник этих событий Томас Мор в своем произведении «Утопия», – обычно такие короткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такимипрожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города. В самом деле, во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потом более драгоценная шерсть, знатные и прочие благородные и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются теми ежегодными доходами и плодами, которые обычно получались с имений их предками… в своих имениях не оставляют ничего для пашни, отводят все для пастбищ, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл»7.

Но в XVI в., особенно во второй его половине, огораживания стали производиться не только в связи с обращением пахотной земли в пастбища. В силу того, что развивалась промышленность и происходилотток неземледельческого населения, в Англии повысился спрос на хлеб, мясо и другие продукты сельского хозяйства, стали создаваться крупные специализированного типа хозяйства фермеров-капиталистов, для которых требовались большие компактные участки земли, что также способствовало распространению огораживанию. Захват крестьянских земель, а затем неуклонное повышение ренты, осуществлявшиеся крупными землевладельцами в условиях «революции цен», несли маломощному крестьянскому хозяйству гибель. Проповедник Латимер в середине XVI в., обличая жадных лендлордов, разорявших своих крестьян, говорил, что за годы его жизни рента за землю возросла более чем в 2 раза.

Но масса безработных с XVI в. Пополнялись еще двумя категориями людей.

Генрих VII, проводя политику укрепления абсолютизма, в целях ослабления аристократии издал статут о роспуске всех частных военных дружин. Большое количество людей, которые раньше были заняты в качестве дружинников на службе у крупных феодалов, оказалось лишенными средств существования.

«Насильственная экспроприация народных масс получила новый ужасный толчок в XVI столетии благодаря реформации и сопровождавшему ее колоссальному расхищению церковныхимений». Около трети земель Англии было во владении церкви, которая использовала все свое влияние и авторитет для закрепления традиционных отношений земельной собственности. Реформация, произведенная при Генрихе VIII, сопровождалась упразднением свыше 3 тыс. монастырей в Англии и конфискацией короной их имуществ и земель. Монастырские земли частью были розданы королевским фаворитам в качестве подарков, частью проданы по низким ценам различным спекулянтам, дворянам, фермерам и горожанам, желавшим приобрести земельную собственность. Новые собственники монастырских земель в своем большинстве были лендлордами буржуазного типа, они стремились поучить с этих земель как можно больше дохода и стали интенсивно огораживать их, сгоняя крестьян, державших эти земли по обычаю и пользовавшихся наследственными правами на свои наделы8.

Кроме того, вследствие ликвидации монастырей рядовые монахи оказались выброшенными на улицу и влились в массу обездоленных бедняков.

Таким образом, в Англии создавалась масса обезземеленных, лишенных средств существования и крова людей, вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам – владельцам мануфактур и крупных ферм за самую низкую заработную плату.

Процесс насильственного обезземеливания крестьян был основным средством аграрного переворота в Англии, сущность которого состояла в перестройке феодального землевладения в буржуазное.

Земля в средневековой Англии была феодальной собственностью, находившейся в руках дворян, церкви и короны. Дворяне держали свои земли от короны, являясь вассалами короля, как верховного собственника всей земли; ему принадлежало право разрешать и запрещать всякое отчуждение дворянских земель, право осуществлять опеку над малолетними наследниками в случае смерти держателя, право выдачи наследниц замуж по своему выбору, право ввода в наследство. Все это сопровождалось соответствующими денежными платежами и другими поборами9.

Основная масса английских крестьян, несмотря на то, что падение крепостного права в XIV–XV в. ликвидировало их личную зависимость, была лишена права частной собственности на свои земельные наделы. К полной собственности на землю приближались права свободных держателей земли – фригольдеров; они платили лордам за земельные участки незначительную ренту и имели право свободно распорядиться ими. Но фригольдеры составляли меньшую часть английского крестьянства, его большинство состояло из копигольдеров. Условия держания копигольда были сформулированы еще во время освобождения крестьян от крепостной зависимости и стали обычаем манора. Копигольдер не являлся полным собственником своего земельного участка, он был лишь наследственным или пожизненным держателем и был обязан платить за него лорду ренту. При передаче участка в наследство детям, при продаже или обмене копигольдер должен был испрашивать разрешение на это у лорда, внося определенную плату; кроме того, он был обязан приносить лорду присягу верности и судиться в его минориальной курии. Деревня представляла собой общину; примитивная техника полеводства (трехполье), принудительный севооборот, превращение всех пахотных земель после уборки урожая в общее пастбище были обязательны для всех членов общины.

Эта система поземельных отношений, приспособленная к эксплуатации дворянами феодально зависимых крестьян, ведущих мелкое производство, препятствовала развитию производительных сил в сельском хозяйстве Англии конца XV в. В борьбе дворян и крестьян за землю решался вопрос о том, какой из этих классов и как будет ломать средневековое аграрное устройство и создавать буржуазную собственность на землю, какой вид аграрного переворота победит в английской деревне – буржуазно-дворянский или буржуазно-крестьянский. В этой борьбе в конечном счете победило новое дворянство; с конца XV в. оно посредством огораживаний начало пересоздавать средневековые формы землевладения в капиталистические, насильственно уничтожая крестьянское землевладение; к середине XVIII в. английское крестьянство исчезло как класс. Большуючасть захваченных таким образом земель дворяне, как уже указывалось, сдавали в аренду фермерам-капиталистам, которые вели крупное производство, эксплуатируя наемный труд, и уплачивали землевладельцам капиталистическую ренту. уже к концу XVI в. в английской деревне образовался слой богатых капиталистических фермеров, крупных арендаторов дворянских земель. Эта новая категория сельского населения складывалась из представителей различных социальных групп деревни и города, из хозяев, имевши деньги и обладавших умением приспосабливаться к рынку и вести предпринимательское хозяйство в деревне.

Аграрный переворот и развитие капитализма в английской деревне усилили процессрасслоения дворянства на дворянство новое и старое. По мере роста капитализма в деревне новое дворянство все более обуржуазивалось, превращаясь в новый класс буржуазных землевладельцев. В XVI в. оно значительноувеличило свою земельную собственность. В оном сочинении, изданном в 1600 г., сказано, что доходы средних и мелких дворян, составлявших основную массу нового дворянства, были в три раза больше доходов высшей знати, епископов и зажиточных крестьян, взятых вместе. Ряды нового дворянства в XVI в. быстро пополнялись разбогатевшими крестьянами, городскими богачами, чиновниками – всеми, кто приобретал в свою собственность земли экспроприированных крестьян, разорившейся аристократии, церкви и короны. Этому способствовало то, что в Англии в отличии от других стран не было строгой сословной обособленности среднего и мелкогодворянства от других классов ислоев общества и джентльменом мог стать всякий, кто обладал достаточной для этого земельной собственност10.

Старое дворянство в массе своей не смогло приспособиться к возникавшей новой буржуазной экономике, источником его существования по-прежнему оставались феодальная рента, полученная с крестьян, или доходы, приносимые службой у короля при дворе, в графствах, в церкви. Многие представители этого дворянства в условиях аграрного переворота и «революции цен», резко понизившей стоимость феодальной ренты, получаемойими, продавали свои земли. Один современник, характеризовал положение английского дворянства таким образом: «Дворянство оскудело и ослабело, а новые собственники земли – представители средних классов, – разбогатевшие благодаря закрытию монастырей, были люди не войны, а дела, занимавшиеся свиноводством, собиратели денег; крестьянство их ненавидело, как главных огораживателейобщинных земель; короля и лордов презирали, – как создателей нового века».

Английская буржуазия XVI века поддерживала аграрный переворот, осуществляемый новым дворянством за счет обезземеливания крестьян, и на этой почве начал складываться союз буржуазии и нового дворянства. «Дело в том, – пишет Маркс, вскрывая экономические причины этого союза, – что земельные владения этого класса представляли не феодальную, а буржуазную собственность. Эти земледельцы, с одной стороны, поставляли промышленной буржуазии необходимые для ее мануфактур рабочие руки, а с другой – были в состоянии дать сельскому хозяйству направление, соответствующее состоянию промышленности и торговли». Кроме того, в Англии XVI в. многие представители городского капитала приобретали земельную собственность и вследствие этого сами становились дворянами, что еще более сближало оба класса.

На почве развития товарного хозяйства в XIV–XV вв. и падения крепостничества в английской деревне образовался слой зажиточных крестьян, вышедших преимущественно из среды фригольдеров, которые несли на своих плечахменьший феодальный гнет, чем копигольдеры. Начавшийся аграрный переворот и развитие капитализма в деревне еще более усиливали процесс расслоения крестьянства. В условиях этого переворота многие зажиточные крестьяне стали скорее переходить к эксплуатации наемного труда, и аренде земли у лендлордов и сами начали огораживать земли, переходя тем самым к капиталистическому фермерству. Основная же масса крестьян, преимущественно из копигольдеров, вследствие бедности и особенно насилия в условиях аграрного переворота вступила на путь превращения в безземельных батраков, или коттеров, и малоземельных держателей, полукрестьян-полупролетариев.

Успехи капиталистического производства в Англии XVI в. были достигнуты при господстве феодального строя, большая часть земли была феодальной собственностью, и основная масса крестьян еще находилась под гнетом феодальной эксплуатации, старое дворянство еще составляло значительную частьдворянского класса, а во многих городах в ремесленном производстве господствовал цеховой режим. Развитие капитализма совершалось крайне неравномерно: наиболее передовыми в экономическом отношении графствами были графства центра, юга и востока страны, наиболее отсталыми – графства севера и запада. Тем не менее, сильной стороной экономики Англии XVI в., отличавшей ее от экономики других стран феодальной Европы в это время было то, что развитие капиталистическогопроизводства происходило одновременно как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, как в городе, так и в деревне11.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]