Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otechestvennaya_istoria_1 - копия.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
798.72 Кб
Скачать

21. Политика государства по ограничению свободы крестьянских переходов.

Судебник 1497 года: разрешил крестьянские переходы только в Юрьев день. Но ограничение крестьянского выхода – вовсе не новость Судебника. Оно существовало и прежде. Судебник лишь установил в масштабах всей страны единый срок – за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня (26 ноября) и условия выхода. Подобная регламентация была явно необходима как для помещиков, так и для крестьян. Больше того, в строгом регулировании условий выхода был особенно заинтересован смерд, зависимость которого от землевладельца возрастала. Законодательное установление сроков выхода ещё не есть закрепощение. Судебник сохранял за земледельцами широкий спектр личных прав, в том числе и право выбора помещика. Не случайно, в отличие от документов конца 16-17 столетий, крестьяне этой эпохи не «бегут», а «выходят», «сходят» от помещика.

Таким образом, нет оснований утверждать, что в результате формирования единого государства резко ухудшилось юридическое положение земледельцев. Закон, исходя прежде всего из государственных интересов, упрочил положение полноценных тяглонаделённых крестьян, возлагая на них не только одни обязанности, но и целый комплекс личных и имущественных прав.

Судебник 1550 года: Право на переход в Юрьев день оставалось за земледельцами. Однако сам «выход» был несколько затруднён увеличением размера пожилого и требованием уплаты повоза.

Но нельзя не видеть крепостническое содержание судебника. Феодала в нём называли по аналогии с холопьим правом: «государем» крестьянина. Факт знаменательный : в правосознании происходило сближение положении бесправного холопа с крестьянином. Статьи Судебника предопределяли близкое будущее русского крестьянина – превращение его в крепостного.

1581 год, установление заповедных лет: Сам процесс закрепощения в конце XVI столетия многие исследователи связывают с хозяйственным разорением, с последствиями опричнины и Ливонской войны. Мотивом правительственной деятельности в крестьянском вопросе был фискальный интерес: резко уменьшившиеся финансовые поступления потребовали ограничения свободы податного населения, которое пыталось разными способами, в том числе переходами и побегами, "избыть" фискальный гнет.

Стремление правительства к закреплению земледельцев отвечало и интересам провинциального дворянства. Ограниченное в своих материальных возможностях, оно остро реагировало на крестьянские выходы, которые все более приобретали характер сманивания и вывоза земледельцев, предоставления им разного рода льгот. Крупные церковные и светские землевладельцы имели здесь все преимущества перед мелкопоместным служилым людом. Однако уходили в прошлое времена, когда в социальной политике правящие круги могли себе позволить равнодушное отношение к коренным интересам помещиков, составляющих основу поместной армии. Государство искало такие меры, которые защитили бы интересы дворянства и службы. Выход был найден в дальнейшем утверждении крепостничества, которое в конечном счете отражало социально-экономическую неразвитость страны, - при скудности ресурсов государство просто не имело иных альтернатив организации "государственной службы" и обеспечения помещиков.

Дворянские чаяния совпали с устремлениями государства и вызвали к жизни крепостнические акты, навсегда запретившие крестьянские переходы. Правда, по-прежнему не все ясно в законотворческой деятельности правительства. Высказано предположение, что сами указы появились около 1592 - 1593 гг. (они, по-видимому, носили общегосударственный характер), поскольку указ 1597 г. об урочных летах - пятилетнем сроке сыска беглых крестьян - уже исходит из факта прикрепления всех крестьян к земле. Сами урочные лета, по всей видимости, первоначально имели значение чисто "техническое" - они должны были стимулировать помещика под угрозой утраты владельческих прав к поиску беглого крестьянина-тяглеца. Однако в первой половине XVII столетия именно урочные лета стали центральной проблемой дальнейшего развития крепостничества.

Крепостническое законодательство конца века - важный этап в истории крепостного права. Земледельцы прикреплялись прежде всего к земле, а не к владельцу. Сам запрет перехода относился преимущественно к главе семьи, дворовладельцу, имя которого фиксировалось в писцовых книгах. Иными словами, далеко не все в крестьянской семье утрачивали возможность ухода к новому помещику - крепостному праву было еще куда "развиваться".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]