Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
характеристика памятников письменности 15-17 ве...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
39.06 Кб
Скачать

Миниатюра и орнамент

На развитие книжной миниатюры и орнамента оказали влияние и новый писчий материал (бумага) и новые технические средства производства книги (появление печатного станка). Введение книгопечатания было связано с расцветом книжной гравюры, которой присущ графический линейный характер. В книжной гравюре применялись две краски (чёрная и белая). Русский рукописный орнамент и миниатюра в известной мере испытывали воздействие книжной гравюры.

С XVI в., особенно со второй его половины, в заставках и инициалах рукописных памятников проявляется новая живописная манера. Художник стремится к натуральному изображению предметов растительного царства. Проводится параллель с западноевропейским Возрождением и в силу этого новый стиль орнамента, характерный для XVI— XVII вв., называют иногда «фряжским»». Лучше называть его (как и орнамент более раннего времени) растительным, или травным, цветным, так как этими названиями подчёркиваются в нём новые художественные мотивы (изображения трав, цветов).

Новый травный стиль допускает свободу в выборе тонов. C внешней стороны рамы заставки, сверху и с боков последней, появляются отдельные цветочки на стебельках, а иногда даже целые гирлянды и букеты из цветов. Такие же цветы, часто на длинных стеблях; с пышной листвой, появляются и на полях рукописных памятников. Иногда всё поле страницы занимают сплошные бордюры из цветов и листьев. Растительные мотивы в заглавных буквах нового травного стиля изображаются более близко к естественной природе. В инициалах травного стиля преобладает зубчатая листва, часто заканчивающаяся изображением плодов.

Травный орнамент послужил основой развития последующих стилей, художественного оформления русских рукописей, в частности старопечатного. Старопечатный орнамент появился в Русском государстве в XVI в., был распространён в XVII в. и был известен ещё и в XVIII столетии. Простейшие заставки старопечатного типа выполнена двумя цветами — чёрным и белым, причём по существу фигурирует только одна чёрная краска, а белые части рисунка получаются на некрашеной поверхности бумаги.

Еще один стиль: Барокко. В роскошных по оформлению вариантах русского барокко встречается богатая расцветка, представляющая собой комбинацию золота, киновари, белого и чёрного цветов: белые или разноцветные травы выступают на золотом поле, золотые и чёрные травы выделяются на белом или красном поле. Прекрасным образцом стиля русского барокко является орнамент Евангелия Сийского монастыря конца XVII в., которое исследователи называют «подлинным кристаллом» искусства, сближая его украшения, с одной стороны, с самыми изысканными ювелирными произведениями, с другой – с фресками и росписями по дереву.

В связи с травным, растительным орнаментом находится и высокохудожественный орнамент старообрядческих рукописей, получивший особое развитие во второй половине XVII и в XVIII в.. в центре русского старообрядчества – Поморье (в районе Белого моря) и известный под именем поморского.

В актах до конца XVI в. орнамент обычно отсутствует. Царские грамоты XVII в. (особенно жалованные и дипломатического характера) богато орнаментированы.

Жалованные грамоты от имени русских царей дворянам, церковным учреждениям и т.д. обычно писались от руки на больших листах бумаги или пергамена, которые иногда подклеивались в виде широкой полосы (столбца), скрепляемой по листам. Под грамоты подкладывалась цветная тафта, внизу к ним подвешивалась на шёлковом шнуре государственная печать красного воска. В конце XVII в. грамоты стали печататься. в Москве по установленной форме, с пропуском места для имени лица, кому дается грамота, обозначения названия поместья и количества передаваемой земли и т.д. Эти грамоты украшались тафтою, так же как рукописные.

В жалованных грамотах XVII в. часто имеются украшения в виде разрисованных цветными травами и другими узорами заглавных букв и бордюров на полях. Так, жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича Козьме Минину, 1625 г., написана на пергамене, в форме широкого столбца и украшена громадным золотым инициалом в виде цветка и цветочным бордюром на полях. Более поздний памятник – жалованная грамота 1693 г. царей Ивана и Петра Алексеевичей Г.Д. Строганову сохранилась на шести листах хорошего пергамена, склеенных в столбец. На полях имеется на золотом фоне бордюр из цветов, птиц и арабесков, между которыми помещены изображения государственных гербов.

Над орнаментом правительственных документов работали специальные царские иконописцы и золотописцы, получавшие за это большое вознаграждение. Так, в 60-х годах XVII столетия золотописец Г. Благушин оформлял грамоту на гетманство Ивану Брюховецкому, за что ему было заплачено деньгами, а вдобавок дано «доброе сукно».

Развитие искусства книжной миниатюры в XV – XVI вв. совершалось в значительной мере на основе творчества Рублева. Крупнейшими мастерами живописи конца XV и начала XVI в. были Дионисий и его сыновья. Есть основание думать, что кисти Дионисия принадлежат миниатюры и заставки в памятнике церковной письменности «Книге пророков», переписанной в конце XV в. и хранящейся в РО РГБ. Изображения пророков частично выполнены в стиле станковой живописи, частично напоминают фрески. К началу XVI в. относятся миниатюры одного Евангелия, написанные сыном Дионисия Феодосием.

К числу интересных памятников письменности XV — XVI вв. принадлежат и лицевые летописные своды. К примеру, Радзивиловская (Кёнигсбергская) летопись возникла в конце XV в. где-то в северо-западных областях Руси, в Смоленской или в Новгородской землях. В конце XVI в. рукопись попала в Белоруссию, а в XVII в, оказалась в библиотеке польского магната Радзивилла. Последний передал летопись в Кёнигсбергскую библиотеку. Отсюда ведут своё происхождение её названия: Радзивиловская или Кёнигсбергская. В 1761 г. во время Семилетней войны памятник был возвращён из Германии в Россию. С тех пор он хранится в рукописном собрании БАН.

Радзивиловская летопись содержит 617 миниатюр. Они выполнены двумя мастерами и изображают княжеские усобицы, военные походы, сцены вокняжений, восстаний крестьян и горожан, картины ремесленного и сельскохозяйственного производства и т.д. Бросается в глаза, что внимание миниатюристов привлекал Новгород. Первый же рисунок летописи, под особым заголовком «Новгород Великий», изображает постройку этого города. Имеются и другие новгородские сюжеты: новгородцы рубят ладьи князя Ярослава Владимировича (Мудрого), собравшегося бежать за море; новгородцы ведут переговоры с Андреем Юрьевичем Боголюбским о выборе князя в Новгород».

Интересно, что некоторым изображениям князей художник стремится придать портретный характер, отразить их индивидуальные черты. Так, Владимир Мономах изображён широкобородым, кудрявым и плотным; Юрий Долгорукий – с небольшой бородой и кривым носом. Это соответствует летописным описаниям наружности названных князей.

Центром искусства в XVI-XVII вв. была Москва. В царской мастерской были сосредоточены лучшие художественные силы из Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгорода, Пскова и других центров русской письменности. В результате взаимодействия художественных стилей разных областей складывалась единая живописная манера.

Большое значение в развитии русской живописи имела деятельность золотописцев Посольского приказа второй половины XVII в., из которых наиболее крупными были Г.А. Благушин и К.И. Золотарев.

В Посольском приказе во второй половине XVII в. была составлена мастерами Оружейной палаты иллюстрированная «Книга избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила Федоровича». Имеющиеся в ней 21 миниатюра рисуют различные моменты воцарения Михаила Романова. Над созданием этого памятника работало несколько лиц (Иван Максимов, Фёдор Юрьев, Григорий Благушин и др.), из которых один «писал лица», другой украшал травами заставки, третий расписывал рисунки золотом, серебром и т.д.

В 1670 г. иконописцами Троице-Сергиева монастыря во главе с Никифором Кузьминым была иллюстрирована рукопись Оружейной палаты под названием «Душевное лекарство». Этот сборник нравоучительных повестей содержит 336 миниатюр. Среди них много бытовых сцен: изображения бани, сельскохозяйственных работ (пахоты, уборки сена), работы в поварне и т.д. » В других рукописях конца XVII в. также имеются, миниатюры, свидетельствующие о развитии бытового жанра.

Редко встречаются миниатюры в приказных книгах и делопроизводственных документах.

В связи с распространением миниатюры, которая в XVI и XVII вв. приобретала более массовый характер, наблюдался упадок рукописной миниатюры, вытесняемой книжной гравюрой.

22