Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bilety_po_IGPZS.docx
Скачиваний:
72
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
439.65 Кб
Скачать

2) Гэнро (совет старейшин)

Гэнро - внеконституционный орган, несмотря на это оказывал значительное влияние на политику страны в течении полувека, состоял из знати занимавшей свои посты пожизненно. Вся армия и военный флот были напрямую подчинены императору минуя даже соответствующих министров в правительстве.

3) Министерство двора

Глава 2 была посвящена правам (свобода перемещения, местожительства, защита от произвольных арестов, свобода петиций, союзов и др.) и обязанностям (налоги, служба в армии) японского народа. Все права осуществлялись в установленном законом пределе. Также было провозглашено формальное право на свободу вероисповедания, а бывшая до этого государственной религия синто перешла в разряд государственного ритуала. демонстрация = формального характера прав.

Вывод: Конституция 1889 года была сугубо консервативной, но несмотря на это она стала определенным шагом на пути ограниченной демократизации японского общества, что положительно сказалось на дальнейшем капиталистическом развитии Японии.

62. Правовая система Японии в период преобразований Мейдзи.

Государственно-политические преобразования периода Мэйдзи стали предпосылкой реформирования всей системы юстиции и правоприменения. Был принят ряд законов, закреплявших произведенные изменения, однако особыми изменениями в системе права стоит считать разработку кодексов, связанную со временем преобразований Мэйдзи.

Уголовное право. Ко времени переворота Мэйдзи японское уголовное право основывалось на законодательстве главным образом XVIII в. Как и все другие области правовой системы Японии той эпохи, уголовное право не в полной мере охватывалось централизованным законодательством. Поэтому с наступлением периода общей политической и правовой модернизации в развитии уголовного права наиболее острой стала проблема его обновления на основе полной кодификации.

Первым сводом уголовного права современной модели стало Уголовное уложение 1880 г. (введено в действие с 1 января 1882 г.). Разработано оно было по образцу бельгийского кодекса 1867 г., который в свою очередь воспринимал главные идеи Французского УК 1810 г. Проект был составлен известным французским правоведом XIX в. Г. Э. Буасоннадом (1825 – 1910), в пересмотре приняли участие и видные германские криминалисты (А. Ф. Бернер).

Уложение состояло из 4 книг (430 статей): 1) общая часть, 2) преступления и проступки против публичного блага, 3) преступления и проступки против частной собственности, 4) нарушения. В японское уголовное право была полностью привнесена считавшаяся тогда наиболее передовой идея систематизации всех правонарушений на преступления, проступки и полицейские нарушения (с соответствующей классификацией и мер возможного наказания). Наиболее важными новшествами стали (1) абсолютное признание законности в квалификации преступления и (2) отказ от аналогии (которая открывала бы путь судейскому и административному произволу).

Упрощена была система наказаний: сохранялись смертная казнь (в единственном виде – через повешение), пожизненное и срочное заключение, штрафы, лишение прав, а также специальная конфискация вещей, так или иначе сопряженных с правонарушением. Смертная казнь сохранялась по примерно 20 видам преступлений. Лишение свободы могло принять также разные формы: от ссылки на дальние острова с принудительными работами или каторжной тюрьмы до содержания в крепости и ареста.

Вместе с тем кодекс воспринял значительное число правил, восходящих к японским традиционным нормам: так, безусловно отягчающим обстоятельством признавалось преступление в отношении родителей (за побои смертная казнь), важными по степени наказания преступления считались курение опиума, содержание опиумо-курительниц, занятия татуировками в виде ремесла, осквернение мертвых тел, могил, религиозных символов. К старояпонской традиции восходило и правило о значительном смягчении наказания при добровольном заявлении о преступлении.

Важным достоинством была точность формулировок и определенность квалифицирующих составов, которые ограничивали судейский и административный произвол.

В силу разного рода внутриполитических обстоятельств, а также формирования собственных новых юридических школ, Уложение 1880 г. довольно скоро стало объектом критики и переработки. Официальный проект нового уголовного уложения был представлен уже в 1890 г., в работе над ним приняли участие большая комиссия юристов, парламент. 23 апреля 1907 г. новое Уложение стало законом (в силу вошло с 1 октября 1908 г.)

Уголовно-процессуальный кодекс 1880 г. тоже испытал сильное влияние французского образца, однако ряд важных положений процессуального права был введен в действие законами предшествующего десятилетия: ограничение и впоследствии отмена пыток, учреждение апелляционных и кассационных инстанций, создание института адвокатуры и др. Заимствования из Французского процессуального кодекса 1808 г. были также весьма значительными, при этом был отклонен институт суда с участием присяжных. Весьма характерной выглядела уступка полиции предоставлением ей возможности влиять на ход так называемого предварительного рассмотрения (предварительное рассмотрение материалов дела судом в закрытом заседании, куда не допускался адвокат обвиняемого). Эта практика просуществовала до окончания Второй мировой войны.

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных социально-хозяйственных связей в стране. Первый проект гражданского кодекса был разработан в 1890 г. под руководством того же Г. Э. Буасоннада и исходя из принципов французского гражданского кодекса 1804 г. Несмотря на сохранение, особенно в семейном и наследственном праве, преимущественно традиционных институтов, далеких от идей гражданского равенства, кодекс был отвергнут. Переработка гражданского кодекса была проведена с использованием опыта Германского гражданского уложения 1896 г. В 1898 г. было полностью утверждено и вступило в силу Гражданское уложение Японии (ряд разделов был обнародован несколько раньше). Уложение было построено по пандектной системе, типичной для традиции германского права, и большинство институтов общей части (об образовании юридических лиц, формировании гражданской правоспособности и т.д.), а также обобщающих понятий о собственности и обязательствах следовало германскому.

В 1899 г., также по образцу германского, было обнародовано и Торговое уложение Японии.

Несмотря на провозглашение абсолютного характера собственнических прав, конкретно частная собственность была обставлена значительными ограничениями. Другой показательной особенностью нового гражданского права стало стремление сохранить в неизменности старые принципы отношений в семейном праве. ЯГУ сохранило институт клановой семьи – иэ (которая объединяла родственников и свойственников до 6-й степени родства и воедино регистрировалась). Все имущество главы семьи наследовал старший сын, сам глава имел обширнейшие полномочия по отношению не только к близким, но и к самым дальним родственникам связанной патриархальными узами семьи. За ним сохранялись исключительные права в управлении, наследовании и распоряжении имуществом семьи. Имущество семьи считалось неделимым, и общность имущества предрешала правовое решение многих других вопросов семейного права. Глава семьи единолично был вправе решать многие аспекты семейной жизни: выбор местожительства, вступления в брак младших членов иэ, их развода, усыновления и т. п.

Уступая принципам западного права, признавался только гражданский брак. Однако только по достижении 30 лет мужчины и 25 лет для женщин брак мог заключаться без согласия родителей. До этого дети находились под родительской властью, пределы которой были очень широкими. В браке жена находилась под безусловным главенством мужа и располагала ограниченной дееспособностью, в частности нуждалась в его разрешении для совершения сделок. Имущество жены находилось в управлении и распоряжении мужа. Развод допускался, и даже жена могла возбуждать в суде дело о расторжении брака. Однако основания для расторжения во многом определялись, следуя старояпонской или заимствованной германской старой традиции. Возрождая еще более древние институты, связанные с браком цумадои, закон признавал и допускал отношения фактического брака («найэн»).

Архаическое состояние семейного и наследственного права стало основной причиной того, что в ходе общей переработки гражданского законодательства в 1947 г. именно эти области стали предметом преобладающего реформирования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]