Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
261981_6DBE2_galay_yu_g_rimskoe_chastnoe_pravo_...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
669.7 Кб
Скачать

4.3. Отношения между родителями и детьми

В фамилии сильна была отеческая власть. Она всегда предоставлялась мужчине и только «лицу своего права». Объектом патриа потестас являлось подвластное лицо. Домовладыка в отношении подвластных обладал большими правами: 1) в случае крайней нужды мог продать своих детей (правда, непременно сразу же после рождения); 2) мог отдать ребенка в усыновление; 3) мог назначить опекуна.

Отеческая власть возникала через рождение в законном браке и легитимацию, т.е. через узаконение незаконнорожденных детей от конкубины. Такие дети, делаясь агнатами, получали права законнорожденных. Узаконение могло осуществляться путем последующего брака между отцом и матерью ребенка. В поздний период империи узаконение могло осуществляться «посредством пожертвования курии» – выдать дочь за декуриона (члена муниципального совета), сделать сына декурионом.

Отцовская власть возникала и через усыновление. Первоначально усыновление приемных детей было связано с религиозными мотивами (при похоронах отца требовались ритуальные действия сына), затем с материальными (необходимость получить имущество усыновляемого), а потом и с политическими (с целью породниться с влиятельной семьей).

Усыновление могло быть двух видов: адаптация, если приемное лицо являлось «лицом чужого права», и аррогация – «лицо своего права». Адаптация по «Законам ХII таблиц» осуществлялась в форме эмансипации, через троекратную продажу. Аррогация производилась в народном собрании в период абсолютной монархии путем императорского рескрипта. Усыновителем мог быть только мужчина, который должен был являться «лицом своего права», быть старше усыновляемого не менее как на 18 лет, не быть кастратом (неспособным от природы иметь детей усыновление разрешалось).

Власть домовладыки над детьми прекращалась: 1) смертью патер фамилиас или подвластного лица; 2) потерей статуса свободы со стороны домовладыки или подвластного лица; 3) умалением статуса гражданства того или другого; 4) приобретением детьми почетных званий (высших жрецов, при христианстве – епископа).

Древнейшим способом выхода детей из-под власти домовладыки была эманципация, осуществляемая по воле отца и через мнимую троекратную продажу в рабство доверенному лицу с весодержателем и при свидетелях. После первой и второй продаж доверенное лицо возвращал сына патер фамилиас, после третьей доверенное лицо отпускало эмансипированного сына на волю, и это означало, что тот вышел из-под власти отца и стал когнатом. В эмансипации усматривают элементы наказания, так как такое лицо в древний период оставлялось без семейной защиты и лишалось права наследования. Постклассическое право знало три способа эмансипации: 1) посредством рескрипта императора; 2) путем заявления домовладыки, зафиксированного соответствующим государственным органом; 3) в форме фактического предоставления отцом подвластному свободы в течение долгого времени.

4.4. Опека и попечительство

В обществе всегда существуют лица, наделенные правоспособностью, но считающиеся недееспособными (несовершеннолетние, безумные, расточители, а в римское древнейшее время – и женщины). Проблема не возникала, если они находились под властью патер фамилиас. Другое дело, если они «лица своего права». Тогда о них необходимо было заботиться. Для этой цели и предназначен институт опеки (тутела – «защита») и попечительства (кура).

Опека служила для восполнения (по возрастным или половым причинам) недостатков дееспособных лиц осуществлять свою правовую деятельность. Попечительство было призвано компенсировать недостаток (по причинам психического состояния, физических недостатков, расточительства) дееспособных граждан.

В Риме не все наделялись правом быть опекунами. Абсолютно не способными исполнять опекунские функции считались: 1) женщины; 2) епископы и монахи; 3) солдаты; 4) лица, не достигшие 25-летнего возраста. К относительно не способным относились: 1) душевнобольные и лица с другими физическими недостатками (глухие, слепые, немые); 2) кредиторы и должники опекаемого; 3) муж по отношению к супруге, жених по отношению к невесте; 4) кровные враги опекаемого и лица, пытающиеся стать опекунами при помощи подкупов и иных происков.

Опекун приносил присягу на добросовестность исполнения возложенных на него обязанностей по защите имущества опекаемого. Для этого он наделялся определенными правами на личность опекаемого и его имущество. К обязанностям опекуна относились сохранность и увеличение имущества опекаемого. В то же время опекун был стеснен в праве отчуждать или дарить вещи опекаемого. Нес он и ответственность в виде отчета о своих действиях. В случае умышленного расхищения имущества против него давался «иск о предоставлении счетов» (в «Законах ХII таблиц» – возмещение в двойном размере похищенного имущества), а при плохом управлении – «иск об опеке». Это приводило к бесчестию опекуна.

Опека над малолетними устанавливалась по завещанию домовладыки или распоряжению органов власти. Опека в силу закона предусматривалась при отсутствии завещания домовладыки. В этом случае опекунские обязанности возлагались на агнатов, а впоследствии – на когнатов и мать. Если же опекунство не могло быть установлено ни завещанием, ни законом, то вмешивались городские преторы или плебейские трибуны, которые самостоятельно выбирали опекуна. Позднее эти функции перешли к специальному опекунскому претору, а в постклассический период – городским преторам и президентам провинций.

Полномочия опекуна зависели от возраста опекаемого: инфант (дети до 7 лет) полностью исключался из дееспособности; инфанциа майорес (дети 12 или 14 лет, в зависимости от пола) обладал частичной дееспособностью (право приобретать имущество, не отчуждать его). В первом случае опекун безраздельно осуществлял свои полномочия. Во втором – опекаемый без разрешения опекуна не мог принять на себя обязательства.

Что касается женщин, то согласно «Законам ХII таблиц» «даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою». Правда, впоследствии вдова могла оспорить завещание супруга о назначении ей конкретного опекуна. При императорах женщина, в сущности, становится полностью дееспособной.

Опека прекращалась: 1) при достижении совершеннолетия опекаемого; 2) в связи со смертью опекуна или подопечного; 3) при помешательстве опекуна; 4) при максимальном и среднем умалении его статусов; 5) при отстранении заподозренного опекуна.

Попечительство было древним институтом. Попечительство над безумным продолжалось только на период болезни его, в «светлые» же промежутки, когда к нему возвращалось сознание, он считался дееспособным. Попечительство над расточителями зародилось в глубокой древности. Права у расточителя были во многом аналогичны с инфанциа майорес. В начале II в. до н.э. на лиц моложе 25 лет стали устанавливать временное попечительство с целью защиты их при сделках от обмана или заблуждения. Попечитель назначался магистратом по просьбе самого несовершеннолетнего и обладал такими же правами, что и опекун. Однако римские юристы подчеркивали и разницу: «опекун дается лицу, попечитель – имуществу».