Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОСЫ ВСЁ.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
378.96 Кб
Скачать

23. Морфология ландшафта. Ландшафтное разнообразие.

Ландшафт кратко можно определить как генетически единую геосистему, однородную по зональ­ным и азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем. Поскольку ландшафт расчленяется на различные фации и урочища, он, конечно, внутрен­не неоднороден. Однако это не исключает однородности ландшафта в отношении определенных строго сформулированных критериев. Такими критериями служат, прежде всего, зональные и азональные условия, в отношении которых ландшафт должен быть однородным. Зонально-азональная однородность ландшафта находит свое выражение в единстве геологического фундамента, типа рельефа и климата; она же определяет генетическое единство ландшафта, поскольку процесс разви­тия ландшафта протекает при одинаковых внешних условиях. Наконец, отсюда следует единый план внутреннего строения ландшафта: разнообразие его морфологических частей не означает, что это разнообразие неупорядоченно; напротив, при соблюдении всех перечисленных выше условий набор фаций и урочищ каждого конкретного ландшафта закономерен и специфичен.

Каждому ландшафту присущ характерный сопряженный ряд фаций и урочищ, располагающихся в определенном порядке. Топологический фациальный ряд следует считать одним из главных критериев ландшафта и одним из показателей его однородности. Отдельные урочища или другие локальные геосистемы не дают полного представления о местной структуре географической среды и в силу этого не могут рассматриваться как основные таксономи­ческие единицы в геосистемной иерархии. В мозаике фаций или урочищ можно встретить системы, не типичные для данного региона и не дающие всестороннего представления о своеобразии местной природы. Лишь все урочища или фации, взятые в совокупности, в характерных территориальных со­четаниях, площадных соотношениях и взаимных связях, т. е. как единый ландшафт, создают целостное представление о физико-географической специфике той или иной территории. Ландшафт - значительно более автономная и более устойчивая система, чем фация или урочище. Он труднее поддается преобразованию, чем его морфологические части. Это обстоятельство имеет важное практическое значение в связи с проблемами оптимизации. Ландшафт должен рассматриваться как узловая категория в иерархии природных территориальных комплексов.

Таким образом, можно дать следующее определение ландшафту. Ландшафт - это генетиче­ски однородная геосистема, занимающая территорию в сотни км2, имеющая одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, единую историю формирования, одинаковый климат, особенности циркуляции поверхностных и подземных вод, а также специфическое сочетание биогенных компонентов (почв, растительности и животного мира).

Морфологическое строение ландшафта многочленно, однако в ландшафте выделяют 2 глав­ные структурные единицы — фации и урочища. Фация предельная категория геосистемной ие­рархии, характеризуемая однородными условиями местоположения и местообитания и одним биоце­нозом. Отличительные особенности фации как элементарной геосистемы — динамичность, относи­тельная неустойчивость и недолговечность. Эти свойства вытекают из незамкнутости фации, ее зави­симости от потоков вещества и энергии, поступающих из смежных фаций и уходящих в другие фа­ции. Кроме того, подвижность фации как во времени, так и в пространстве связана с важной ролью наиболее активного компонента — биоты — в ее функционировании. В рамках фации воздействие биоты на абиотическую среду проявляется значительно ощутимее, чем в масштабах целого ланд­шафта. Конкурентные взаимоотношения сообществ, их сукцессионные и возрастные смены приводят к трансформации микроклимата, но не влияют сколько-нибудь ощутимо на климат ландшафта. Б. Б. Полынов различал три большие группы элементарных ландшафтов — элювиальные, супераквальные и субаквальные.

- Элювиальные фации располагаются на приподнятых водораздельных местоположени­ях, т.е. на плакорах, где грунтовые воды лежат настолько глубоко, что не оказывают влияния на почвообразование и растительный покров. Вещество попадает сюда только из атмосферы (с осадками, пылью), расход же его осуществляется путем стока и выно­са вглубь нисходящими токами влаги.

- Супераквальные (надводные) фации формируются в местоположениях с близким зале­ганием грунтовых вод, которые поднимаются к поверхности в результате испарения и выносят различные растворенные соединения. По этой причине верхние горизонты почвы обогащаются химическими элементами, обладающими наибольшей миграцион­ной способностью (наиболее яркий пример — солончаки). Кроме того, вещество может поступать сюда за счет стока с вышележащих элювиальных местоположений.

- Субаквальные (подводные) фации образуются на дне водоемов. Материал доставляется

сюда главным образом стоком.

Урочищем называется сопряженная система фаций, объединяемых общей направленностью физико-географических процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном суб­страте. Наиболее отчетливо они выражены в условиях расчлененного рельефа с чередованием вы­пуклых («положительных») и вогнутых («отрицательных») форм мезорельефа — холмов и котловин, гряд и ложбин, межовражных плакоров и оврагов и т.п. Урочище — важная промежуточная ступень в геосистемной иерархии между фацией и ландшафтом. По своему значению в морфологии ланд­шафта урочища могут быть фоновыми, или доминантными, субдоминантными и подчиненными (второстепенными). Деление это имеет смысл только в применении к конкретному ландшафту, так как роль одних и тех же урочищ в разных ландшафтах может оказаться неодинаковой: доминантные урочища одного ландшафта могут перейти на положение подчиненных в другом. Во многих ланд­шафтах ярко выражен доминантный тип урочищ, преобладающий по площади и создающий как бы общий фон ландшафта. Но часто для морфологии ландшафта характерно сочетание двух сопряжен­ных типов урочищ, например грядовых и ложбинных, которые рассматриваются как содоминантные. Урочища достаточно разнообразны по своему внутреннему (фациальному) строению, и поэтому воз­никла необходимость различать несколько категорий урочищ по степени их сложности. Наряду с ти­пичными, или простыми урочищами, которые отвечают приведенному выше определению и связаны с четко обособленной формой мезорельефа или участком водораздельной равнины на однородном субстрате с однородными условиями дренажа, выделяются подурочища и сложные урочища.

Подурочище — промежуточная

единица, группа фаций, выделяемая в пределах одного урочища на скло­нах разных экспозиций, если экспозиционные контрасты создают разные варианты фациального ря­да. Сложные урочища формируются при следующих условиях: 1) крупная мезоформа рельефа с на­ложенными или врезанными мезоформами второго порядка (балка с донным оврагом, гряда с лощи­нами или оврагами, заболоченная котловина с озером); 2) одна форма мезорельефа, но разнородная литологическая основа; 3) доминантное водораздельное урочище с мелкими фрагментами второсте­пенных урочищ или отдельными «чуждыми» фациями — болотными, западинными, карстовыми и т.п. 4) «двойные», «тройные» и т.п. урочища (например, система слившихся выпуклых верховых бо­лотных массивов, каждый из которых представляет самостоятельное урочище).

Самой крупной мор­фологической частью ландшафта считается местность, представляющая собой особый вариант ха­рактерного для данного ландшафта сочетания урочищ. Причины обособления местностей и их внут­реннее строение очень разнообразны. Укажем некоторые наиболее типичные случаи: - в пределах одного ландшафта наблюдается некоторое варьирование геологического фундамента: неодинаковая мощность поверхностных отложений или во впадинах древних дочетвертичных пород залегают от­дельными пятнами более молодые отложения и т.п.; - при одинаковом наборе урочищ в границах од­ного и того же ландшафта изменяются их количественные (площадные) соотношения; - обширные и сложные системы однотипных урочищ, слившихся в процессе своего развития, например крупные системы водораздельных болот, дюнные гряды, карстовые котловины (полья). Наибольшей сложно­стью отличается морфология горных ландшафтов. Все морфологические подразделения, выделяемые на равнинах, в том числе фации и урочища, имеют силу и для горных ландшафтов. Однако большие диапазоны высот, контрастность экспозиций и другие специфические черты горных ландшафтов требуют введения особой системы морфологических единиц, в которой отражалось бы сочетание планового морфологического строения с высотным. Последнее, в свою очередь, включает не только обычные топологические ряды фаций и урочищ по мезорельефу, но и высотные категории иного, бо­лее высокого уровня, связанные с высотной поясностью.