Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Viktimologia.docx
Скачиваний:
94
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
260.33 Кб
Скачать

Дисциплина «Виктимология» Рабочая лекция

Тема 3. «Виктимность»

Подготовил.

Профессор кафедры

уголовно-правовых дисциплин

Дубоносов Е.С.

Тула 2010

П Л А Н

  1. Понятие виктимности.

  2. Понятие виктимизации.

  3. Допреступные взаимоотношения и формирование мотива преступления.

  4. Факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы.

1. Понятие виктимности

Обратимся к понятию виктимности, чтобы определить его со­держание применительно и к индивидуальному (индивидуальная виктимность), и к массовому (массовая виктимность) уровням.

Термин «виктимность» введен в научный оборот Л. В. Франком, однако в литературе понятие «виктимность» трактуется различно. В основном расхождения касаются:

а) структурных элементов виктимности,

б) ее оценки как состояния и объективного свойства лица,

в) момента возникновения потенциальной виктимности,

г) соотношения и зависимости потенциальной и реализованной виктимности.

Итак, что представляет собой феномен индивидуальной вик­тимности, каково содержание этого понятия?

Л. В. Франк первоначально определил индивидуальную вик­тимность «как реализованную преступным актом «предрасположен­ность», вернее, способность стать при определенных обстоятельст­вах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима». Как видно из этого определения, Л. В. Франк рассматривал индиви­дуальную виктимность как реализованную преступным актом лич­ностную предрасположенность, способность. Учитывая высказан­ные по этому поводу критические замечания, он изменил свою по­зицию, признав, что индивидуальная виктимность — это не только реализованная, но и потенциальная способность «тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно». При этом имеется в виду не усредненная, а повышенная способность стать жертвой «в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств».

С позиции Л. В. Франка, таким образом, индивидуальная виктимность — это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при усло­вии, что объективно этого можно было бы избежать.

Критикуя определение Л. В. Франка, В. И. Полубинский прихо­дит к выводу, что при определении виктимности конкретного чело­века речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непо­средственно связана с какими-либо особенностями личности и пове­дения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоот­ношениями с причинителем вреда, и в свою очередь определяет ин­дивидуальную виктимность как «свойство данного человека, обу­словленное его социальными, психологическими или биофизиче­скими качествами (либо их совокупностью), способствующее в оп­ределенной жизненной ситуации формированию условий, при кото­рых возникает возможность причинения ему вреда противоправны­ми действиями».

Другими словами, виктимность конкретного индивида пред­ставляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами. Преступлением лишь реализуется такое свойство, объективируется данная способ­ность.

Д.В. Ривман отмечает, что в этих определениях виктимность определяется исключительно через субъективные качества. По его мнению индивидуальная виктимность складывается из личностного и ситуационного компонентов, причем качественная характеристика первого находится в системной зависимости от вто­рого.

Личностный компонент индивидуальной виктимности — это способность стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. Условно говоря, это — виктимная годность определенного лица.

Повышенная степень уязвимости за счет личностного компо­нента виктимности вытекает из наличия соответствующих виктим­ных предрасположений, т. е. социальных, психологических, биофизических качеств, повышающих степень уязвимости индивида и проявляющихся в большей мере активно.

Без виктимной способности (годности) нет виктимности как та­ковой.

Объективный компонент виктимности – это виктимная предрасположенность. Виктимная предрасположенность, делающая индивида, в принципе, легкой добычей, например, вора-карманника, сведется на нет, если у этого индивида нет кармана и кошелька. Этот человек в данных конкретных условиях не способен стать жертвой кражи.

В рассматриваемом плане индивидуальная виктимность, следо­вательно, — это способность, а повышенная индивидуальная вик­тимность — сочетание способности и предрасположенности стать жертвой, причем способность в большей или меньшей степени уси­ливается наличием предрасположений. Исходя из этого мы полага­ем, что позиция, из которой следует возможность для конкретного лица оказаться жертвой преступления, т. е. приобрести реальную, реализованную виктимность, не будучи потенциально виктимным, принципиально неверна. Каким бы, на первый взгляд, «невиктим-ным» ни казался человек, как бы идеально он себя ни вел, стать жертвой лишь за счет внешних обстоятельств он не может. Необхо­дима еще сумма личностных качеств, определяющих способность стать жертвой, понести ущерб. Связь между личностными компо­нентами виктимности двусторонняя.

Виктимные предрасположения, виктимная способность — спе­цифические личностные качества — относительны. Они существуют объективно только как системные элементы. Если конкретная си­туация их реализации есть лишь частный случай на уровне единич­ного факта, то качествами виктимной потенции их делает состояние общества, еще не изжившего преступность. В этом смысле индиви­дуальная виктимность есть состояние уязвимости лица, связанное с состоянием общества и заключающееся в возможности реализации (или не реализации) качеств, ему присущих, в ходе совершения в отношении него преступления. Субъективные качества виктимности объективируются как элементы системы «человек — среда».

Таким образом, индивидуальная виктимность — это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку (но не фатальной) способности стать жертвой преступления. Реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции, эта уязвимость зависит от субъективных и объективных предрасположений и, в конечном счете, выступает как неспособность противостоять преступнику, определяемая совокупностью факторов, делающих ее объективной (не зависящей от жертвы) или оставляющих ее на уровне субъектив­ного «нежелания или неумения».

Люди, обладающие аналогичными, сходными или, наоборот, различными морально-психологическими, биофизическими и соци­альными качествами, определяющими ту или иную степень уязви­мости от преступлений, составляют массу, в которой отдельное лицо с его индивидуальной виктимностью выступает лишь как элемент совокупности.

Отсюда следует, что, помимо виктимности отдельного лица, существует и виктимность массовая, виктимность как социальное явление.

Однако прежде чем рассмотреть это явление по существу, сле­дует выяснить, как соотносятся массовая и индивидуальная виктим­ность, является ли массовая виктимность простой суммой актов ин­дивидуальной виктимности или есть нечто иное, качественно отлич­ное.

Конкретное лицо может оказаться жертвой преступления, может и избежать причинения вреда (либо потому, что не произошло пре­ступления, либо потому, что преступление случилось, но данному лицу «повезло»). Однако совокупность таких «случайных» явлений не оставляет шансов на «постоянное благополучие»: причинение вреда (реализация индивидуальной виктимности) не только может, но и должно происходить. Виктимность на этом уровне — такое же закономерное явление, как преступность.

Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а мо­жет и остаться в виде нереализованных предрасположений и пред­посылок, то виктимность массовая — это, в конечном счете, всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в по­тенции, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой части этих индивидов.

Складываясь из отдельных актов индивидуальной (потенциаль­ной и реализованной) виктимности, массовая виктимность образует социальное явление, отличающееся от составляющих его частей. Индивидуальная виктимность и виктимность как социальное явле­ние качественно различаются, соотносясь как отдельное и общее.

Массовая виктимность включает в себя три компонента:

а) совокупность потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельный, поведенческий компонент, который выражен в совокупности актов опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия);

в) совокупность актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. реализации виктимности, виктимизации (виктимность - результат).

Массовая виктимность характеризуется состоянием, уровнем, структурой и динамикой.

Состояние виктимности — это выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физиче­ским лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также слу­чаев причинения вреда преступлениями, так как их может быть больше, чем преступлений и потерпевших (жертв).

Уровень виктимности (или коэффициент) по лицам, исчисляе­мый из количества потерпевших от преступлений (жертв) за опреде­ленный период времени на той или иной территории и общего коли­чества населения в расчете на тысячу, десять тысяч, сто тысяч чело­век. Этот показатель выражается только в относительных цифрах.

Структура виктимности может быть построена по самым различным признакам: полу, возрасту, образованию и другим пара­метрам, относящимся к потерпевшим; признакам, относящимся к преступникам, причинившим вред, а также к преступлениям.

Динамика виктимности отражает изменения в пределах кон­кретного временного периода состояния виктимности, ее уровня и структуры в отдельности, в сочетаниях и в полной совокупности.

Таким образом, Социальная сущность явления виктимности вытекает из того, что:

- реализованная виктимность есть следствие социального явления - преступности;

- виктимность в потенции есть результат действия совокупности социальных условий на уровне макросреды и социальной сферы отдельных личностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]