Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Viktimologia.docx
Скачиваний:
94
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
260.33 Кб
Скачать

2. Виктимология мошенничества.

Мошенничество можно разделить на общеуголовное и экономическое. Под последним понимается мошенничество, посягающее на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта независимо от форм собственности или на большую группу людей. Общеуго­ловное же мошенничество имеет место в бытовой сфере, в области личных имущественных отношений между гражданами.

Экономическое и общеуголовное мошенничество имеют существенную криминологическую разницу. Различие состоит в характери­стиках личности преступников и потерпевших, способах совершения мошенничества, детерминантах преступлений, суммах ущерба.

Среди потерпевших от общеуголовного мошенничества 28,0 % составляют мужчины и 72,0 % женщины. Объясняется это тем, что значительная часть мошенничества связана с различного рода «про­дажами» и ворожбой, а клиентура преступников в таких мошенни­чествах, как правило, женщины.

Наиболее виктимными по возрасту категориями являются лица в возрасте 26 – 30 лет (29%); 31 – 40 лет – 25%; 19 – 25 лет – 14%.

Из 74 % фактов негативного поведения 16 % приходится на долю мужчин, остальные 58 % на долю женщин. Заметна и определенная тенденция к возрастанию доли негативного поведения по мере «старения» потерпевших.

Потерпевшие от общеуголовного мошенничества отличаются ме­нее высоким образовательным уровнем, чем жертвы экономического мошенничества: лица с высшим образованием составляют 14,0%, с незаконченным высшим— 5,0% средним— 18,0%, неполным сред­ним — 43,0 %, начальным — 18,0 %, без образования — 2,0 %.

Процент негативного поведения потерпевших от общеуголовно­го мошенничества высок по всем возрастным и образовательным категориям. Однако здесь обнаруживается интересное обстоятельст­во. Оказывается, что удельный вес корыстного и провоцирующего поведения прямо пропорционален уровню образования (выше уровень — выше процент), а удельный вес некритичного, излишне доверчивого поведения — обратно пропорционален. Вероятно, эти зависимости отражают уровень активности потерпевших, в одних случаях действующих с определенной инициативой (ищущих воз­можности удовлетворить свои интересы и нередко понимающих не­приглядность избираемого пути, хотя и не сознающих, что становят­ся жертвой мошенника), в других — лишь пассивно поддающихся, следующих в ловушку, расставленную преступником, хотя в ряде случаев им и не чужд корыстный интерес. Первое более характерно для лиц достаточно развитых, второе – для лиц, в определенной мере ограниченных.

Поведение потерпевших в соотношении с их образованием проявляется как виктимологически значимое следующим образом:

Потерпевшие с высшим образованием.

Поведение положительное – потерпевшие повода к совершению преступления не давали, обстановка была такой, что догадаться об обмане было невозможно, каких-либо корыстных целей у потерпевших не было — 21,4 %.

Поведение отрицательное:

- потерпевшие имели корыстные намерения, преследовали цель наживы —64,4 %;

- проявили элементарную безграмотность, суеверность, из­лишнюю доверчивость, некритичность — 7,1 %;

- фактически провоцировали мошенничество, наталкивали преступника на мысль о преступлении — 7,1 %;

Всего отрицательное поведение — 78,6%.

Потерпевшие с незаконченным высшим образованием.

Поведение положительное - (аналогично указанному выше) —40,0 %;

Поведение отрицательное:

- потерпевшие имели корыстные мотивы, преследовали цель наживы — 40,0 %;

- проявили элементарную безграмотность, суеверность, из­лишнюю доверчивость, некритичность — 20,0 %.

Всего отрицательное поведение — 60,0 %.

Потерпевшие со средним образованием.

Поведение положительное — (аналогично приведенному выше) — 27,7 %; Поведение отрицательное:

- потерпевшие имели корыстные мотивы, преследовали цель наживы — 38,9%;

- проявили элементарную безграмотность, суеверность, из­лишнюю доверчивость, некритичность — 33,4 %.

Всего отрицательное поведение — 72,3 %.

По данным исследований, были знакомы с преступником 56 % потер­певших, а 44,0 % знали преступника до преступления, что, естест­венно, отразилось на их критичности: 23,0 % потерпевших были по­стоянными знакомыми преступников; для 21 % это знакомство но­сило случайный, эпизодический характер. Среди потерпевших-мужчин только 35,7 % не были знакомы с преступником, а среди женщин-потерпевших этот процент поднимается до 60,4 %. По-видимому, причина такого положения кроется в характере мошен­ничества. Именно женщины — основная масса потерпевших от мо­шенничества, заключающегося в продаже поддельных золотых ве­щей и драгоценных камней, денежных и вещевых кукол, ворожбе, т. е. преступлений, совершаемых мошенниками, «работающими» исключительно в расчете на незнакомую жертву.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]