Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кроник 5 летние интервалы и психол возраст.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
281.09 Кб
Скачать

2. Показатель жизненной удовлетворенности

Показатель жизненной удовлетворенности определяется как сумма баллов, полученных респондентом при ответах на вопросы теста. Ключ к ответам следующий:

(N суждения = балл за "согласен", "не согласен", "не знаю"):

1 = 2,0,1; 2 = 0,2,1; 3 = 0,2,1; 4 = 0,2,1; 5 = 2,0,1; 6 = 0,2,1; 7 = 2,0,1; 8 = 2,0,1; 9 = 2,0,1; 10 = 0,2,1; 11 = 2,0,1; 12 = 2.0.1; 13 = 2,0,1; 14 = 0,2,1; 15 = 2,0,1; 16 = 2.0,1; 17 = 0,2,3; 18 = 0,2,1; 19 = 2,0,1; 20 = 0,2,1. Суммарный балл, который может получить респондент, варьирует от 0 до 40 и является индексом жизненной удовлетворенности.

3. Результаты апробации в ссср

Данный тест впервые был апробирован в процессе исследования социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера, которое проводилось в Киеве 1978-79 гг в Институте геронтологии АМН СССР [Панина, 1980,1987]. Было обследовано 292 человека первого пенсионного пятилетия : 120 мужчин в возрасте 61-65 лет и 172 женщины - 56-60 лет.

Средний индекс жизненной удовлетворенности (ЖУ) в обследованной выборке составил 20,2 балла (мужчины - 21,2 балла, женщины - 19,5).

в группе, обследованной американскими авторами, не было установлено статистически значимой связи между жизненной удовлетворенностью и возрастом обследуемых (г = - 0,07). Анализ взаимосвязи ЖУ и индекса социального положения, включающего образовательный уровень, место проживания, профессию или род занятий, позволил сделать вывод о положительной, но не высокой корреляционной зависимости между жизненной удовлетворенностью и социально-экономическим положением обследуемого (0,39). В 'результате анализа были установлены (статистически значимо) более низкие показатели ЖУ у лиц, проживающих без семьи (одиноких, разведенных, овдовевших, проживающих врозь с мужем или женой) по сравнению с людьми, проживающими в семье.

Данные обследования "молодых пенсионеров" обнаруживают аналогичные тенденции. Практически не сказываются на степени жизненной удовлетворенности такие демографические факторы как пол и возраст (имеется ввиду возрастной диапазон 56-65 лет). Нет линейной зависимости между ЖУ и таким, казалось бы важным фактором как материальное положение. Коэффициент корреляции ЖУ с размером пенсии составляет всего 0,03, со среднедушевым доходом 0,15, несколько более тесная связь с материальными потерями, вызванными выходом на пенсию (зарплата минус пенсия): -0,23.

Самым существенным фактором жизненной удовлетворенности в данной возрастной группе выступает самочувствие (самооценка состояния здоровья). У людей, оценивших свое здоровье как "отличное", индекс жизненной удовлетворенности составляет 38 баллов, "хорошее" - 23,7, "удовлетворительное" - 21,6, "плохое" - 19,1, "очень плохое" - 11,2. Коэффициент корреляции между ЖУ и самочувствием составил 0,86.

Существенными факторами психологического состояния человека, отраженного в показателе жизненной удовлетворенности, оказались не социально-демографические различия, а особенности отношения к различным сторонам своей жизни: семейные отношения, интенсивность общения, отношение к старости, отношение к пенсионному периоду жизни, степень определенности жизненных целей и планов и т.п. (Коэффициенты корреляций с индексами таких социально-психологических показателей колеблются в диапазоне от 0,52 до 0,69). Существенная связь установлена между ЖУ и уровнем активности (в исследовании определялись индексы вовлеченности человека в различные виды общественно-политической, семейно-бытовой, досуговой и творческой деятельности). Коэффициент корреляции между уровнем активности и ЖУ составил 0,78. Особенно высокие индексы ЖУ были у тех людей, которые занимались творческими видами деятельности (36-38 баллов), Однако таких людей оказалось немного - около 4%.

Таким образом, наши данные подтвердили теоретические посылки авторов теста, согласно которым получаемый тестовый показатель интегративно отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Он может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения , какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно. Так, например, при анализе степени определенности жизненных планов у лиц предпенсионного возраста было установлено, что у людей, имеющих конкретные планы на пенсионный период жизни, ЖУ был равен 21,4, у имеющих общее представление о том, чем они будут заниматься - 20,8, у тех же, кто ответил: "избегаю мыслей об этом периоде жизни" - только 13,1 балла. Таким образом, в дальнейшем достаточно подобного ответа на вопрос о жизненных планах, чтобы с большой долей вероятности можно было предположить у данного индивида психологический дискомфорт и помочь ему наметить пути его преодоления.

Тот факт, что методика измерения индекса жизненной удовлетворенности оказалась более чувствительной к социально-психологическим факторам, определил нашу попытку использовать ее при исследовании других возрастных групп. Тем более, что каждый человек на любом этапе жизни так или иначе соотносит свое психическое состояние с особенностями своего возраста: нормами и требованиями, которые предъявляет общество к людям данного возраста; возрастно-ролевыми ожиданиями окружающих (ожидания, что в данном возрасте индивид должен освоить определенные роли - закончить образование, вступить в брак, иметь детей, повысить квалификацию и т.п. [Панина,1982,с. 388-2831; особенностями поведения и субкультуры своей возрастной группы; оценивает достигнутое и строит планы на будущее.

В 1980 году тест был апробирован на более молодых возрастных группах: студенты театрального института - 28 человек и инженеры - молодые специалисты - 84 человека. Апробация показала, что характер, содержание и формулировка вопросов, несмотря на то, что изначально тест был ориентирован на старшие возрастные группы, легко воспринимаются и не вызывают протеста. Были получены следующие результаты: средний индекс ЖУ студентов театрального института составил 23,7 балла (женщины - 23,6, мужчины - 23,8), у инженеров - 23,6 балла (женщины - 22,6, мужчины - 24,1).

В процессе, апробации методики задача изучения факторов жизненной удовлетворенности не ставилась специально, однако, располагая данными о семейном положении респондентов, мы обнаружили, что существует определенная связь между семейным положением и ЖУ (причем у женщин эта зависимость выражена в большей степени). Поскольку подобные тенденции (у мужчин ЖУ несколько выше, чем у женщин; у состоящих в браке выше, чем у несостоящих) фиксировались и в нашем социально-геронтологическом исследовании, и в исследовании американских геронтологов, мы пришли к выводу, что данный тест может быть использован в социально-психологических исследованиях, проводящихся на различных возрастных группах.

В дальнейшем тест был применен в социологическом обследовании лиц, занимающихся ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-87 гг. Одним из направлений этого исследования было изучение особенностей и факторов психологического состояния людей, вынужденных работать в экстремальных условиях, сопряженных с серьезной опасностью для здоровья и жизни [Человек в экстремальной производственной ситуации, 1990].

В результате исследования, охватившего 979 мужчин (средний возраст - 35 лет, стандартное отклонение - 6 лет), кроме содержательного анализа полученных данных представилась возможность дальнейшего медико-статистического анализа теста. В частности, были установлены следующие коэффициенты корреляции ЖУ: с уровнем реактивной тревожности (-0,54), с самочувствием (0,52), с активностью (0,45), с настроением (0,51), с удовлетворенностью сложившейся судьбой (0,52), с удовлетворенностью жизненной перспективой (0,45). Средний индекс жизненной удовлетворенности составил 21,1 балла (стандартное отклонение - 7,6).

Анализ факторов жизненной удовлетворенности позволил установить следующее. Определенное влияние на ЖУ оказывает социальный статус человека: индекс ЖУ у служащих с высшим образованием - 23,3; служащих без высшего образования - 19,3; рабочих - 20,8.

Не зафиксирована однозначная связь между ЖУ и такими непосредственными факторами риска как срок работы по ликвидации последствий аварии и количество выездов в особо опасную зону. В то же время по индексу жизненной удовлетворенности достаточно четко дифференцировались люди, различающиеся личностно-мотивационными показателями: мотивами добровольного выполнения особо опасных заданий, объяснением причин невыполнения заданий, предпочтением форм стимулирования трудовой отдачи и т.п. Так, например, у людей, указавших в качестве основного мотива добровольного выполнения особо опасных заданий "Осознание особой важности этой работы для людей", ЖУ в среднем составил 22,1 балла, "Повышенное чувство долга, ответственности" - 22,3 балла, тогда как у тех, кто называл "Желание отличиться, получить награду", - 17,9; "Стремление доказать себе способность на героический поступок" - 17,9; "Любовь к риску, потребность играть с опасностью" - 18,6; "Мотивы этих людей мне не понятны" - 16,9 и т.д

Как видим, у людей, мотивы которых обнаруживают ориентацию на самоутверждение, показатель жизненной удовлетворенности не только ниже среднего, но и ниже 20 баллов, т.е. свидетельствуют об отрицательном значении индекса ЖУ, тогда как мотивация, направленная на заботу о других, сопряжена с повышением уровня жизненной удовлетворенности. Аналогичная картина просматривается и в данных, касающихся взаимосвязи других мотивационных показателей и психологического состояния личности.

В целом, анализ данных показал довольно тесную связь психоэмоциональной устойчивости (уровень тревожности, самочувствия, активности, настроения) и удовлетворенности жизнью с личностно - мотивационными качествами, характеризующими нравственный потенциал человека, проявляющихся, в частности, в чувстве долга и личной ответственности за судьбы других людей и перспективу развития общества.