Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Malysheva_Rogaleva_Fonetika.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
292.35 Кб
Скачать

Задания:

Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию слов, учитывая редукцию гласных. Определите, к какой гласной фонеме относятся редуцированные звуки. Сделайте фонематическую транскрипцию этих слов.

1.Комара, порошок, садовод, отодвинуть, расстановка, подозвать, кочан, фонарь, холодильник, наказать, хорошо, поужинать, пообещать, разозлиться;

2.Мячей, тянуть, певучий, мясной, языковой, седовласый, ледовый, лесовичок, ячмень, ленивый, переодеться, неадекватный, переливчатый, узорчатый;

3.Жевать, шестидесяти, лошадей, пожелание, тоже, также, железный.

Задание 2. Сделайте фонетическую и фонематическую транскрипцию текста. Обратите внимание на гласные фонемы в словах.

Дни были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Упругие глянцевитые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обмакнули в зеленый воск. Из-под пестрой трафаретной листвы папоротников глядит ярко-красная волчья ягода и опавшие желуди. Вверху блещет сухая орешина, вся золоченная светом, на темно-коричневой торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов.

Занятие 5 система согласных фонем современного русского языка* Литература:

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977, с.102-109.

Буланин, с.59-87.

Матусевич, с.128-165.

Осипов, с.59-66.

Панов М.В.Русская фонетика. – М., 1967, с.101- 107.

Санжаров Л.Н.Новая фонетика. – Тула, 1997, с.14-19.

Справочные материалы:

1.Состав согласных фонем русского языка. Вопрос о фонемной сущности мягких заднеязычных <k’>, <g’>,<h’> и долгих мягких шипящих <š’>, <ž’>.

В одинаковой позиции (например в начале слова перед [о]) без труда различаются 32 согласных звука. Эти звуки, без сомнения, реализуют разные согласные фонемы.

Спор возникает по поводу фонемной сущности мягких заднеязычных [k’], [g’],[h’] и долгих мягких шипящих [š’:], [ž’:].

Чем вызван сам вопрос о [k’], [g’],[h’]? Тем, что эти звуки появляются только перед передними гласными [i],[e]. Создается впечатление, что именно передние гласные смягчают согласные, т.к. мягкие заднеязычные согласные не противопоставляются твердым заднеязычным в этой позиции.

Но в настоящее время, как подчеркивает Б.И.Осипов, положение [k’], [g’],[h’] перед передними гласными – лишь преобладающий случай, а не правило. Обратим внимание на личные формы глаголов «ткать» и «скать»: [tkot], [skot] и сравним, например, со словом [skot]. Или еще пример: [sΛtkom] – [s Λtkom], [nΛ skom] – [n Λskom].

Представлены [k’], [g’],[h’] и в заимствованиях, причем возможно отличие только по твердым/мягким заднеязычным: [kuri′] – [kuri′] [ku′ į] – [ku′ į].

Заметим, что перед гласными переднего ряда возможны не только мягкие заднеязычные, но и твердые: [kep] (кеб), [gek] (ГЭК – аббревиатура).

Все эти факты подтверждают самостоятельность фонем <k’>, <g’>,<h’>.

Теперь обратимся к вопросу о долгих шипящих [š’:], [ž’:].

Обычно долгие согласные – это реализация двух одинаковых фонем: [van¯ə] - <vanna>.

Но долгий [n:] и [n] обычной длительности (как и прочие согласные) противопоставлены в одной позиции, например [van:ə] – [lanə], следовательно, и фонемная сущность их различна.

А вот долгие [š’:], [ž’:] не противопоставлены кратким мягким [š’], [ž’].

Краткие выступают лишь как результат позиционного сокращения долгих в позиции рядом с согласным и перед паузой: [ vari š’:i] –

[tΛ va′r’i š’], [dΛ ž’: i′] – [do′ ž’by].

Обратим внимание на то, что в перечисленных позициях возникают смыслоразличительные оппозиции [š’], [ž’] – твердые [š], [ž]:

[ ž ari š’] - [ ž ari š], [plu′ š’ ] - [plu′ š ], [plu′ ž’by] - [plu′ žby]

Такие факты позволяют поставить вопрос о существовании фонем <š’>, <ž’>. Более того: такая трактовка позволила бы включить долгие [š’¯], [ž’¯] в общую систему долгих согласных: [š’:] - < š’ š’>, [ž’:] - < ž’ ž’>, но она наталкивается на позиционную взаимоисключенность долгих и кратких š’, ž’.

Необходимо, рассматривая этот вопрос, сказать о точке зрения Р.И.Аванесова, изложенной им в статье «О долгих шипящих в русском языке». Р.И.Аванесов считает, что русскому языку вообще несвойственна категория «долгих» согласных, противопоставленных «кратким», так как долгие употребляют на стыке морфем и они представляют собой сочетание фонем.

Не на стыке морфем долгие встречаются только в заимствованиях (в исконно русских словах – это исключительные случаи типа «ссора»).

Кстати, в живой литературной речи есть тенденция к утрате долготы и в иноязычных словах.

Однако Аванесов далее пишет: «Лишь в одном случае вопрос о долготе согласных может решаться иначе – в случае с долгими шипящими». Действительно, часты долгие мягкие шипящие не на стыке морфем в русском языке, а на стыке они – твердые (глухая долгая – частотнее).

Итак, в отличие от долгих твердых шипящих на стыке морфем (сочетание фонем), долгие мягкие шипящие встречаются внутри морфемы, потому нечленимы и образуют отдельные фонемы. Но кратким они не противопоставлены, так как они мягкие, а краткие – твердые.

Вывод окончательный таков: в литературном русском языке есть особые долгие мягкие шипящие, так как сочетания таких фонем всегда твердые.

Имея в виду все вышесказанное, будем считать, что в современном русском языке 37 согласных фонем: <p, p’,b,b’,f,f’, v,v’,m,m’,t,t’,d,d’,s,s’, c,z,z’,n,n’, č’ š, š’:, ž ,ž’:, r,r’, ј, k,k’,g,g’,h,h’,l,l’>.

Появление таких звуков, как [c’], [γ], [ ], [ ],фаукальных [pm], [p’m’] и прочих, щелчковых [tn], [dn], [t’n’], [d’n’], боковых [tl], [t’l’], [dl], [d’l’] обусловлено позицией, поэтому они относятся к соответствующим фонемам (точка зрения М.В.Панова): [γ], [γ’] - <h>, [c’], [ ] - <c>, [č], [ ] - < č’>, [tl], [t’l’] - <t>, [dl], [d’l’] - <d>, [pm], [p’m’] - <p>, [bm], [b’m’] - <b>, [tn], [t’n’] - <t>, [dn], [d’n’] - <d>.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]