Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
03 - Кун ИФК.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

6.5.4.4.7. Тихоокеанские игры

В начале 1960-х годов при поддержке ИМКА, проявившей небывалую активность, родились новые спортивные игры в районе тихоокеанских островов. Кроме Австралии и Новой Зеландии, в них принимают участие новые завоевавшие независимость государства. Впервые такие игры состоялись в период между 20... и 23 сентября 1963 года. В их программу помимо олимпийских видов были включены соревнования по кеглям, крикету и гольфу. Последние — VI Тихоокеанские игры состоялись в 1979 году в Папеэте на Таити.

Начиная с 1969 года Океаниды проводились раз в четыре года по аналогичной в основных чертах программе с участием Австралии, Канады, Новой Зеландии, США и Японии.

6.5.4.4.8. Преобразование спортивных игр Британской империи

Единственные региональные игры, сохранившие рамки колониальной системы, своим существованием были обязаны не только их спортивному уровню, но и дипломатическим усилиям. IV и последние по счету «имперские» игры были проведены в 1950 году в Окленде (Новая Зеландия). Состоявшиеся летом 1954 года в канадском городе Ванкувере V игры уже носили имя Игры Британской империи и Содружества наций, в чем нашел выражение факт обретения независимости Индией и Пакистаном. VIII, в этой серии мероприятие, состоявшееся в июле 1970 года в шотландском городе Эдинбурге, уже носило название просто Игры Содружества наций. К этому времени Южно-Африканский Союз вышел из состава содружества. Несмотря на это, уровень проводившихся мероприятий постоянно повышался.

В IX Играх, организованных в январе 1974 года в новозеландском городе Кристчерче, были представлены команды почти 40 стран.

6.5.4.4.9. Католические игры

Благодаря авторитету, приобретенному в борьбе против фашизма, христианско-демократические партии Западной Европы снова обрели силу. На фоне политической экспансии преобразованный в 1948 году Международный католический Союз физического воспитания и спорта распространил свою деятельность и на Латинскую Америку. Серии католических игр, тесно увязанных с религиозными демонстрациями, начало было положено в 1956 году в Граце. Вслед за этим Игры состоялись в Кёльне (1957), Париже (1958), Мадриде (1960), Антверпене (1961). В последующий период наиболее значительные в спортивном отношении соревнования устраивались в основ­ном в Южной и Центральной Америке. Это смещение центра тяжести было связано с тем, что позиции западноевропейских христианских демократов поколебались, а в кругах спортсменов ослаб интерес к религии.

Весь круг проблем, связанных с организацией и проведением региональных спортивных игр после второй мировой войны, во всех деталях рассмотреть невозможно. Сюда, безусловно, просятся и вопросы, связанные с «ибе-ролатинскими» играми, играми «мексиканской дружбы», «скандинавскими» играми. Однако и приведенных выше данных достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что на протяжении минувшей половины столетия все наиболее важные национальные и интернациональные устремления все более переплетались с физической культурой, а точнее, спортом. Спорт из общественного явления превратился в фактор общественного бытия. Международная олимпийская символика, воплощавшая в себе идеи мира, проникла и в закрытый мир регионов. Однако при этом нельзя не видеть того, что периодически устраиваемые соревнования в рамках всевозможных экономических, географических, языковых, религиозных сообществ, групп государств или их институтов всегда несут в себе определенный политический заряд, отражают те или иные национальные или интернациональные устремления. Вообще же, как правило, они служат воспитанию чувства солидарности и единства. Характер и организационная структура различных игр меняется и развивается по мере того, как меняются задачи и цели, стоящие перед народами, а на первый план выдвигаются те или иные виды спорта. Правда, временами случается, что физическую культуру и спорт пытаются использовать в своих целях ретроградные силы. Однако главной тенденцией в развитии спортивного движения становится выдвижение на передний план прогрессивных сил, с помощью которых все большая часть человечества приобщается к достижениям в области физической культуры и спорта.

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Первоначальные стремления к массовому школьному физическому воспитанию в более широком смысле проявлялись последователями Стокгольмского центрального гимнастического института (ЖСИ). До второй мировой войны ЖСИ готовил почти для всего мира преподавателей физкультуры. Выпущенные отсюда учащиеся и в дальнейшем поддерживали тесные связи друг с другом. Одна из таких групп учащихся, выпущенная в 1896 году, решила начиная с 1898 года «раз в два года или по мере необходимости, или если позволят условия», проводить международные конференции. Первая такая встреча, которая была названа конгрессом по физическому воспита­нию, состоялась в Антверпене в 1898 году 70.

На конгрессе в Оденсе (1911) делегатом Швеции Селленом, делегатом Франции Тиссе и делегатом Дании Кнудсеном были предприняты шаги в направлении создания «Международного института по физическому воспитанию». (В данном случае слово «институт» означал «союз». Тем самым также хотели обособиться от спортивного движения, носящего характер соревнования.) Однако эта объединенная организация еще до своего укрепления распалась в ходе первой мировой войны. После войны шведский полковник Нерман выдвинул инициативу относительно возрождения вышеуказанного союза. На брюссельском конгрессе (1923), в первую очередь в результате усилий Бельгийского физкультурного союза, была создана Международная федерация физического воспитания и гимнастики (ФИЖЕ). Его целью было сплочение имевшихся союзов по физкультурному воспитанию, превращение во всеобщее достояние технических, педагогических, научных результатов в области физического воспитания, поддержка шведской концепции в гимнастике. Организация спортивных соревнований и международных спортивных встреч не была поставлена в качестве особой задачи.

На стокгольмском конгрессе в 1930 году все больший вес хотели придать шведскому направлению в области физического воспитания. Поэтому по желанию гимнастов, занимающихся на гимнастических снарядах, их союз получил название «Международная гимнастическая федерация имени Линга». Было принято решение о ежегодном издании международного бюллетеня и организации лагерей по проведению пропагандистской работы и повышению мастерства спортсменов. Было также решено с 20 июля по 4 августа 1939 года по случаю столетия со дня смерти Линга провести Лингиаду, а затем регулярно, через каждые десять лет, организовывать Лингиады. На первом таком смотре, названном спортивными историками «лебединой песней» шведской физкультуры, несмотря на напряженное международное положение, приняло участие более 7 тысяч гимнастов и преподавателей физкультуры из 37 стран. В программе этого мероприятия состоялись показательные выступления гимнастов из приглашенных стран, были проведены всемирный конгресс по вопросам физического воспитания и научные сессии различных секций, была организована выставка, отражавшая традиции развития физической культуры Швеции. В 1949 году II Лингиада по сравнению с предыдущей была проведена со значительно меньшим духовным подъемом. III Лингиада в 1959 году практически свелась к празднику в масштабах Швеции.

На стокгольмском конгрессе ФИЖЕ в 1949 году председатель Физкультурного союза Голландии Зоммер предложил, чтобы Международный физкультурный союз прекратил проведение международных соревнований, так как они порождают лишь противоречия, и вместо этого вернулся к организации показательных выступлений. Предложение Зоммера, которое отражало дух физкультурного академизма XIX века, было отклонено. В то же время была одобрена высказанная Зоммером мысль о том, чтобы в годы после олимпийских игр проводились силами различных международных федераций широкомасштабные показательные выступления под названием «Гимнастрад». Первое такого рода поручение получил Физкультурный союз Голландии.

В работу стамбульского конгресса в 1953 году включились американские организации ритмической гимнастики, учреждения, занимающиеся вопросами современной и лечебной гимнастики. На этом конгрессе также присутствовало значительное число преподавателей физкультуры из Цен­тральной и Южной Америки, Азии и Африки. В соответствии с изменившимся положением и более широкой сферой деятельности федерация получила название Международная федерация физического воспитания (ФИЕП). Большие заслуги в налаживании связей ФИЕП с организациями Центральной и Южной Америки принадлежат генеральному секретарю федерации Генри де Генсту, который более десяти лет провел в странах Центральной и Южной Америки. Во второй половине 1950-х годов были установлены связи ФИЕП с социалистическими странами.

Значительной вехой в развитии федерации явился римский конгресс (1960), на котором проявилось серьезное стремление к интеграции. Сам факт, что заседание конгресса проходило в период Олимпиады, свидетельствует о том, что федерация не смогла выйти из-под влияния спортивного движения. Ее исследовательская секция проявила научный интерес к спортивным достижениям, а также к своеобразным воспитательным задачам спорта. Была также создана рекреационная группа.

В настоящее время в более чем 60 странах имеются члены ФИЕП. Раз в три месяца издается Бюллетень ФИЕП на английском, французском, немецком, португальском и испанском языках. Генеральным секретарем ФИЕП является Пьер Сэрен. Эта федерация тесно сотрудничает с Международной федерацией спортивной медицины (год ее образования — 1928), с Международной женской федерацией физического.воспитания и спорта (1949) и Международным советом лечебного физического воспитания и рекреации (1959). ФИЕП через Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС) является членом ЮНЕСКО. ФИЕП сыграла также значительную роль в создании Всемирного совета физического воспитания и спорта.

Первоначально усилия, направленные на создание вышеуказанной организации, были предприняты по инициативе венгров на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году. Отправной идеей было то, что следовало бы создать такую организацию, которая под эгидой ЮНЕСКО направляла и координировала международное движение в области физического воспитания и спорта (в том числе и деятельность МОК), а также увязывала всемирное движение в области физического воспитания и спорта с другими всемирными ор­ганизациями, занимающимися вопросами культуры. Однако из-за сопротивления со стороны МОК подготовительная работа в указанной области сильно затянулась. В 1960 году на римском конгрессе в конце концов было объявлено о ее создании. Одним из ее официальных вице-президентов стал президент ФИЕП. В то же время первоначальные соображения здесь так и не были претворены в жизнь. СИЕПС и сейчас функционирует как подчиненная МОК организация, входящая в ЮНЕСКО.

7.2. РЕКОРДЫ ВЫСОТЫ, ГЛУБИНЫ, ДАЛЬНОСТИ И СКОРОСТИ

7.2.1. Покорение горных вершин

Покорение горных вершин, как преодоление препятствий и высоты, входит в понятие «спорт» так же, как и атлетика, плавание или борьба. Помимо испытания силы и выдержки, преодоление трудностей, воздвигнутых природой, которые являются самым сильным противником, требует ловкости, находчивости и техники. Поэтому не случайно еще на учредительном конгрессе МОК было принято решение учредить «приз для награждения в период между Олимпийскими играми альпинистов, достигших выдающихся результатов в любой части мира». На Олимпиаде 1912 года в Стокгольме олимпийские золотые медали были вручены трем альпинистам, достигшим за четыре года выдающихся результатов. На Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1932 году призерами стали братья Шмидт из Мюнхена, которые в 1931 году поднялись на вершину горы Маттерхорн по ее северному склону. Олимпийскую литературную премию получил Пауль Бауэр за свое произведение «В борьбе за Гималаи».

В ходе стремительной урбанизации сотни тысяч людей быстро сосредоточивались вокруг промышленных центров. Негативные последствия недостаточного количества зелени, солнечного света, чистого воздуха и вольных движений видели не только врачи, но и простые наблюдатели. Поэтому понятно, что теория натурфилософии сочеталась с романтизированием природы. Находящийся в нездоровой, задымленной атмосфере городской житель стал видеть свое спасение в символе чистоты — окруженных дымкой вершинах дальних гор.

Отражавший массовые потребности туризм освободился от ботаники и театрализованных путешествий-демонстраций. Его специфическая отрасль — альпинизм все более принимал форму современного спорта. Массовому распространению альпинизма способствовала современная служба информации, а также либерализм в пограничных вопросах.

Еще в конце XIX века альпинисты покоряли вершины Альп. После Кавказа и американских шеститысячников они обратили внимание на Гималайские горы высотой свыше 7000 метров. Для штурма высокогорных районов, таящих специфические условия, были созданы специальные школы, в которых слушатели обучались технике альпинизма, чувству равновесия, пользованию вспомогательными средствами. Именно здесь намного раньше, чем в других видах спорта, на повестку дня встал вопрос акклиматизации. Участники экспедиций несознательно проводили недели на низших склонах горных вершин, которые они собирались покорять. Альпы стали рассматриваться как тренировочная база для покорения Гималаев. Одновременно нужно было преодолеть существовавший миф о верхней границе возможностей человека. В 1924 году члены английской экспедиции Брюса достигли все-таки вершины высотой в восемь тысяч метров. Однако этот рекорд дорого стоил: один из членов экспедиции не вернулся. В 1932 году удалось перелететь через Эверест, но в 1934 году погиб Вилли Меркль, отправившийся покорять Нангапарбат. Казалось, что 14 восьмитысячных вершин Гималаев успешно отражают штурм.

Наибольшее препятствие представляли не трудности рельефа, так как в период между двумя мировыми войнами достижения альпинистской техники уже позволили иметь такие кошки, ледорубы, крюки, а также разработать методы хождения по горам, с помощью которых можно было преодолеть даже ледник с большим числом трещин. Истинными защитниками этих горных вершин были низкое атмосферное давление, разреженный воздух и превратности погоды. Не случайно, хотя в этом сыграла роль и вторая мировая война, что после безуспешной экспедиции 1936 года последовал долгий перерыв, и лишь в 1950 году начался окончательный штурм вершины Гималаев. Самую высокую вершину мира — Эверест — удалось покорить 29 мая 1953 года.

Годы покорения высочайших горных вершин

Название вершины

Горы

Высота вершины

Первые покорители

Год покорения

Аннапурна

Гималаи

8087

М. Эрцог, Л. Ляшеналь (фран­цузы)

1950

Лхотзе

Гималаи

8501

Лухзингер, Райе (швейцарцы)

1953

Нангапарбат

Гималаи

8126

7. Буль (австриец)

1953

Джомолунгма (Эверест)

Гималаи

8848

Эдмунд Хиллари (новозеландец) Норгей Тенцинг (непалец)

1953

Чогори

(Годуин Остен) К-2

Каракорум

8611

Компаньоли, Лачиделли (италь­янцы)

1954

Чо Ойю

Гималаи

8153

Дохлер (австриец) и Тихи (не­мец)

1954

Макалу

Гималаи

8481

<онци, Террай (французы)

1955

Канчанджунга

Гималаи

8585

Зрэнд, Браун (англичане)

1955

Гашербрум 1

Каракорум

8035

ф. Моравец, Л. Вилленпарт

(австрийцы)

1956

Манаслу (Кутанг 1)

Гималаи

8123

£ато, Хигета (японцы)

1956

Брод-Пик

Каракорум

8047

". Буль, Димбергер (австрийцы)

1957

Гашербрум II (Хидден-Пик)

Каракорум

8068

ф. Моравец. (австриец)

1958

Дхаулагири

Гималаи

8172

Димбергер (австриец'!

1960

Гозайнтан

Гималаи

8013

китайские альпинисты)

1964

(Чиска Пангма)

Герман Буль был первым альпинистом, который смог покорить два восьмитысячника. К сожалению, через 18 дней после подъема на вершину Брод-Пик с ним произошло несчастье на вершине Конголина высотой 7654 м. Заслуживает внимания тот факт, что австрийские альпинисты достигли всех своих результатов без использования кислородных приборов.

Между тем в наше время также организуются такие экспедиции. По мнению ученых индийского института по альпинизму в Гималаях, в этом горном массиве существует еще более 5 тысяч вершин различной высоты, на которые еще не ступала нога человека. Самая высокая вершина нашей планеты была покорена после англичан американцами (1963) и индийцами (1965).

Самый выдающийся результат венгерских альпинистов связан с экспедицией, организованной в связи с 50-летней годовщиной Великой Октябрь­ской социалистической революции. 4 венгерских альпиниста поднялись на пик им. Ленина на Памире высотой 7134 м. Истинную значимость этого достижения подчеркивает прежде всего тот факт, что из 320 участников экспедиции достигли цели только 80 человек.