Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Udmurtia_-_ekzamen.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
480.26 Кб
Скачать

4) Древнеудмуртские племена и средневековые государства Восточной Европы в IX-XIV вв.

Первые контакты славян и фино-угров на территории Вятского края относятся ещё к X-XI вв., когда на север и северо-восток Восточной Европы стихийно продвигается сельское население славен и кривичей, а затем начинает деятельность по сбору дани Великий Новгород. Удмурты в ПВЛ прямо не упоминаются, судя по всему они скрываются под общим для удмуртов и коми именем «Пермь». Зато есть упоминание об удмуртах под именем народа Вяда, как данника Володьки Мономаха, эти данные не вызываю сомнений. Археологические данные показывают, что начиная с XII в. резко увеличивается приток славянских изделий на Верхнюю Каму и Чепцу, а это свидетельствует об интенсивных торговых связях пермян с Древней Русью (Гондоны, если вам кажется, что ответ не полный, то совместите его с пятым вопросом).

5) Начало освоения русскими Вятского края. Особенности взаимоотношений русских поселенцев с северными удмуртами.

Начало заселения бассейна реки Вятки относится ко второй половине XII – началу XIII вв., когда здесь появляется славянское население из ростово-суздальских и новгородских земель. Можно выделить два отличительных между собой потока освоения территории. Во-первых, стихийная крестьянская колонизация, коснувшаяся в основном слабозаселённых аборигенами земель по среднему и нижнему течению р. Вятки, которая по этой причине не вызвала заметной конфронтации и в письменных источниках практически не отмечена. Во-вторых, целенаправленное закрепление региона, посредством строительства городов и крепостей, сооружавшихся как правило на месте удмуртских городищ, что и приводило к вооружённым конфликтам. Об этом красноречиво говорит «Повесть о стране Вятской», сообщающая о взятии одним отрядом новгородцев вотско-чудского Болванского городка и последущем основании здесь г. Никулицына, а вторым отрядом – черемисского Кокшарова. Кроме этих фактов, «Повесть» туманно сообщает и о других конфликтах русского населения с местными. Существует еще один пласт источнпков — предания, которые прямо связывают с военными столкновениями некоторые городища — Вятское, Подчуршинское, Орловское, Пижемское. Археологически эти данные проверить труд, хотя на некоторых поселениях финно-угорские и славянские культурные напластования разделяются порой углистыми про­слойками (Никульчино, Искра), но не исключено, что и они свя­заны с обычными пожарами, случившимися в те времена очень часто. Тем не менее факты вооруженных инцидентов, которые вели к напряженности во вза­имоотношениях этносов на Вятке, бесспорно имели место. Одна­ко следует признать эти факты скорее эпизодическими, присущи­ми лишь раннему этапу русской колонизации региона.

Позднее наступает период примирения, стабилизации, взаим­ного интереса друг к Другу, что вело поначалу к робким контактам затем, через неизбежный этап взаимопонимания культур, к более широким связям и партнерству во многих областях жизни. Вне всякого сомнения, бассейн р. Вятки также заселялся беглецами. Думается, что наличие финского компонента в числе пришельцев мог­ло облегчить сближение их с родственными по языку удмуртами и тем самым ускорить этап «привыкания» этносов. Поэтому, ве­роятно уже в XIII в. появляются первые поселения с этнически смешанным населением. Данное, предположение доказывается на­ходками как финно-угорских украшений этого времени (подвесок, накладок, бус), так и, в особенности, лепной глиняной посуды часть которой по форме и примесями аналогична древнеудмуртекой чашевидной (Хлынов, Никулицын, Искра и др.). Бытова­ние круговой посуды с неславянскими примесями также отража­ет взаимодействие культур на смешанных поселениях.

После нашествия Батыя сюда хлынул поток беженцев из разоренных земель. Создалась благоприятная демографическая ситуация, способствовавшая консолидации различных групп русского, финского и местного удмуртского населении. Внешняя, опас­ность побудила руководство до того разобщенных Никулицинской и Котельнической волостей прийти к соглашению об объе­динении в единый политический и экономический организм и по­стройке общей столицы нового государства. В од­ной из удмуртских легенд сообщается об участии удмуртов в за­кладке и строительстве Хлынова и каменной церкви в нём. Археологические данные свидетельствуют о возникновении г. Вят­ки (Хлынова) в середине XIII в.

Возникшее государственное образование сложилось как неза­висимое народоправство с вечевой формой правления. В древнерусских землях Х-XIIвв. земские воеводы возглавляли, как известно, народные ополчения, не принадлежа при этом к княжескому окружению, т. е. они были выборными от всего народа. Ватаманы выполняли командные функции различного характера—от промысловых и охранных до чисто военных. Подвойские занимались судебными делами. Княжеская власть сюда не дотягивается, не возникает здесь и противовес ей в лице инсти­тута посадников. Вследствие этого к XV в. земские воеводы со­средотачивают в своих руках высшую исполнительную власть над всей Вяткой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]