Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОГЛАВЛЕНИЕ 1 (Автосохраненный).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
412.16 Кб
Скачать

4. Социальные и биологические потребности человека: их содержание, взаимосвязь и соотношение.

Социальные и биологические потребности человека могут существовать как сами по себе, так и во взаимосвязи. Сама проблема носит философский характер, т.к. является попыткой определить соотношение животного и общественного в человеке, т.е. его сущность. При появлении человека на свет, сразу после рождения, действуют только биологические составляющие потребностей, а потом, в процессе воздействия на него общества, они социализируются и к ним добавляются социальные составляющие.

Основная, ведущая, интегративная потребность, которая носит, как природный, так и общественный характер, и может выступать как в сознательной, так и бессознательной форме – это потребность жить, где природное можно определить фразой: «жить вообще», а социальное: «жить как». Она присуща любому, появляющемуся на свет организму, будь это растение, животное, насекомое или человек. Жить стремятся, хотят все. И если в природе, созданной человеком, т.е. культуре, таких жестких условий, чтобы сохранить жизнь, нет, то в естественном мире есть, хотя вмешательство человека и в этот мир и изменение его очевидно, например, домашние животные и др. существа. Но человеческое желание жить очень сильно отличается от желания жить в естественной природе.

Для того, чтобы жить любому организму необходимо соблюдение двух условий: наличие здоровья, энергии, чтобы быть в состоянии удовлетворять свои потребности и знания как это сделать. Если организм слаб, болен, то он просто не выживет в сложившихся условиях. В животном мире, среди птиц, существует необходимость помочь детенышу на начальном этапе его существования: подкормить, защитить, натаскать. Потом, повзрослев, они действуют сами, по мере сил и возможностей. А в отношении знаний, так они генетически заложены в организм природой, волчонка, например, не надо учить тому, что надо знать и делать, чтобы быть волком. Он им будет обязательно, и ни кем другим, главное ему необходимо помочь на начальном этапе и не мешать. В жизни не редко бывает так, что люди вмешиваются в процесс приспособления особи к естественной среде обитания и проявления ими жалости, сострадания навсегда закрывают им путь «домой».

В человеческом обществе удовлетворение потребности жить несколько иное, и необходимые для этого два условия несколько видоизменяются. Во-первых: с появлением сознания, уже в раннем возрасте, человек осознает конечность своего существования, что способствует появлению различных фобий, фантазий и даже спекуляций, связанных c переживанием осознанной конечности своего бытия, а точнее, смерти. У животных это носит неосознанный, инстинктивный характер и выражается или в переживании чувства страха, который предупреждает об опасности, хотя задача страха не только предупредить об опасности, но и способствовать мобилизации все силы, чтобы спастись, или нанести какой-нибудь урон противнику даже в предсмертном состоянии или в каких-то действиях, которые свершаются в предчувствии неизбежного. Для зрелого человека переживание чувства смерти не актуально, есть более важные проблемы, которые вытесняют его, тем более, когда это произойдет – неизвестно. Правда, если человек знает дату своего ухода из жизни, то это может повлиять на его психику и действия (обитатели хосписа).

Во-вторых, людям свойственно сохранять не только здоровое, но и больное потомство, иногда даже обреченных, не способных жить без посторонней помощи или приспособлений. Есть даже точка зрения, что мыслительные способности у этих физически ущербных детей, развиты лучше, чем у физически здоровых, что компенсирует их физическую неполноценность, т.е. люди делятся на тех, кто думает и делает, и тех, кто делать по каким-то причинам не может и сосредоточивает свои усилия в основном на мыслительных процессах. Это может относиться не только к физически и психически неполноценным людям, но и достигшим определенного возраста. По сути, забота о старшем поколении, гарантирует продление жизни младшим поколениям, т.к. первые передают им жизненный опыт, ощущают свою нужность, а последние, меньше допускают в своей жизни ошибок.

В-третьих, это знание как удовлетворять свои потребности. Для природных существ, помощь в этом вопросе если и нужна, то она носит недолгий и минимальный характер, осуществляясь на начальном этапе существования. Для человека это является длительным процессом достижения зрелости, который может упереться даже в поиск смысла его индивидуального существования, и который может открыться, когда жизнь уже прошла, а с начала, увы, ее не начнешь. Природа заложила в человека, на ранней стадии его существования, такое качество, как подражание, которое существует на до сознательном уровне, помогает адаптироваться к окружающей ребенка социальной и природной среде на примере более опытных людей, и впоследствии подменяется сознанием и бессознательными стремлениями. Во всяком случае, ребенка, который с раннего детства живет с волками, собаками или обезьянами и адаптируется, привыкает к их условиям существования, к человеческой жизни вернуть или очень сложно, или невозможно.

У человека потребность жить включает в себя две составляющие: природную, биологическую, инстинктивную и социальную, привнесенную извне, обществом. Биологические потребности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: первая группа включает в себя потребности, удовлетворяя которые индивид сохраняет самого себя, как физическое существо, вторая группа включает потребности, удовлетворяя которые индивид сохраняет свою родовую сущность. В первую группу биологических потребностей входят такие, которые роднят человека и животное: дышать, есть, пить, сон, тепло, общение, естественные надобности, двигаться, потребности сохранения здоровья и жизни, и, что интересно, две последние проявляют себя не с самого начала, а позже. У животных есть естественный ограничитель в удовлетворении данных потребностей, который не дает им переедать, пересыпать, перегреваться, и вообще, ничего не делать пере-, как бы говоря: «не вреди самому себе». Если эту грань перейти, то данному живому существу будет трудно сохранить себя в мире, где идет постоянная борьба за существование. Даже растение, если сталкивается с избытком солнца, тепла, воды, удобрений - погибает.

Человек создал мир, в котором ему бояться, в принципе, некого и нечего, разве что другого человека. А так как удовлетворение перечисленных потребностей доставляет удовольствие, то удовлетворение их может выйти за пределы физиологической необходимости, поэтому человек может позволить себе удовлетворять данные потребности за пределами природной меры: переедать, пересыпать, перегреваться, насыщать себя чрезмерно жидкостью, что конечно, мало соответствует принципу «не навреди». Необходимо также учесть и наличие медицины, которая помогает вышедшему за пределы потребления человеку и страдающего от этого, вернуться в нормальное состояние. Тоже касается и домашних животных, которые всегда находились под защитой и контролем человека, соответствуя его целевым установкам, и которые утратили этот естественный ограничитель и потребление для них носит более длительный и безопасный характер. Новорожденные дети обладают, по началу, естественным регулятором, например, срыгивание избытка потребления пищи, реакция на перегрев, пересыпание, но со временем он у них теряет силу.

Потребности, удовлетворяя которые человек сохраняет свою родовую сущность. Задача -оставить потомство, куда входят сексуальная потребность и потребность в выхаживании этого потомства. Несмотря на то, что они присущи как животным, так и человеку, он их несколько модифицировал. Т.к. удовлетворение сексуальной потребности носит конфликтный характер, то у природных существ существуют природные регуляторы этого процесса: временное ограничение в форме сезонности, приоритетное право на это здорового, сильного организма, и то, что до периода полового созревания, сексуальное желание не возникает. В человеческом обществе эти регуляторы не работают: во-первых, отсутствует временное, сезонное ограничение сексуальной потребности: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь», во-вторых, уравнение в возможностях сексуального удовлетворения слабого и сильного с появлением оружия, богатства, власти и возможности изменять свои внешние физические данные, в-третьих, до появления половой зрелости, возможно появление полового любопытства, которому способствуют многие факторы. Удовлетворяя сексуальную потребность, любое существо, в принципе, способствует продолжению рода: кто-то берет количеством, а кто-то качеством, т.е. заботой. По сути, в человеческом обществе удовлетворение сексуальной потребности и потребности в воспитании потомства приобрело творческий характер и для кого-то может являться даже смыслом существования. К тому же, над ними надстраивается такое чувство, как любовь, которое перенастраивает как процесс сексуального удовлетворения для рождения здорового потомства, так и процесс выхаживания, формирует потомство скорее для себя, чем для жизни и является объектом спекуляции и фантазии различных сфер общественной жизни, от искусства до экономики (мы имеем в виду секс и любовь). Удовлетворение сексуальной полтребности, в основном, регулируется такими способами как инцест, брак, уголовное законодательство, моральные качества, проституция и сублимация.

К социальным потребностям относятся те, которые формируются в обществе и посредством общества. Перечислить их все практически невозможно, они меняются как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому мы объединим их в группы, каждая из которых обладает особой спецификой. Одна из самых простых классификаций социальных потребностей – это деление их, во-первых, на потребность в предметах, вещах, удовлетворяя ее, человек делает свою жизнь удобной, но может и превратить в смысл жизни, например, вещизм. Вещи, предметы постоянно изменяются, как количественно, так и качественно, как по форме, так и по содержанию, по этому, если человек смыслом своей жизни сделал приобретение и накопление вещей, то это и будет для него настоящей жизнью. Во-вторых, на потребность в знаниях, информации, на чем сосредотачивает свое внимание в основном учеба и наука, но в связи с тотальной компьютеризацией, погрузиться в мир информации может, в принципе, любой.

Удовлетворение этой потребности стало настолько привлекательным для многих, что они посвящают этому большую часть своего времени, отказываясь или ограничивая другие потребности. И, в третьих, это потребность пережить, испытать как можно больше чувственных ощущений, эмоциональных переживаний, которые может вызвать как человек, общество, так и природа.

Но классифицировать социальные потребности можно и другим способом. Первая группа – это - упорядоченные биологические. Процесс упорядочивания начинается практически с рождения ребенка, который выражается в режиме его жизни. В дальнейшем этот процесс может включать в себя регламентацию (иногда очень жесткую) как, где и когда необходимо удовлетворять биологические потребности. Такой процесс может называться этикет: ( например, американский фильм «Красотка», когда главная героиня оказывается в ресторане и не знает, как там вести себя). Вторая группа – это эстетические потребности, которые делятся на эстетизированные биологические потребности, когда человек получает удовольствие не только от результата их удовлетворения, но и от процесса, т.е. стремится сделать это красиво. Голод можно удовлетворить и в столовой, и в походе, и в ресторане, и дома на кухне, и даже на ходу. И чисто эстетические, которые связаны в основном с искусством. Третья группа включает в себя духовные потребности – это знание, информация и чувства, переживания, ощущения. Особенность третьей группы заключается в том, что она наиболее индивидуализирована и составляет внутренний мир человека и то, что он в себя включает, и что понять часто сложно не только окружающим, но даже самому человеку. И это уходит из жизни вместе с ним, если, правда, не оставлено никаких, фиксирующих этот внутренний мир, источников: произведений искусства, мемуаров, эпистолярного наследия и других предметов.

Важной составной частью в анализе соотношения биологического и социального в человеческих потребностях является рассмотрение регуляторов процесса их удовлетворения. Это разум, сознание, это моральные ценности и, конечно, страх, которые тоже, по сути, выступают и как потребности. Человек может испытывать потребность думать, мыслить, испытывать моральные переживания, испытывать чувство страха. Разумный способ регуляции предполагает достижение цели на максимальном уровне с минимальными затратами и с минимальными негативными последствиями. Сознание как регулятор, предполагает знание результата удовлетворения потребности и достижения ее часто не зависимо от затрат и последствий. Разумение как потребность заставляет человека развивать и тратить интеллектуальные усилия в достижении цели и это может доставить ему удовольствие. Примером может быть решение различных по степени сложности головоломок, кроссвордов, сканвордов и др. задачек, большой интерес к приключенческой литературе, детективов, фантастике, в которых мозг держится в напряжении. В то же время, разум упорядочивает отношение человека с природой и обществом, устанавливая и заставляя соблюдать человека какие-то правила, ограничения и запреты. По сути, именно благодаря разуму, для того, чтобы достигнуть своей цели, человек способен подавлять, скрывать какую-то свою потребность или изображать нужную. Как говорил В.Шекспир: «Весь мир – театр, люди в нем – актеры». Разумный человек часто устает быть разумным, правильным и стремиться ограничить, уменьшить давление собственного разума на свою жизнь, почувствовать себя, хотя бы временно, свободным. Ниша, где такое давление минимально – это собственный дом, уютный и закрытый для посторонних: («в гостях хорошо, а дома лучше», «мой дом – моя крепость»). А способами, которые позволяют ослабить это давление, являются: природа, экстаз, спиртные напитки, сон. Вполне возможно разделить, даже выделить сознание как тоже один из способов регуляции удовлетворения потребностями. И если разумный человек, по сути, прагматичен, утилитарен, то сознание, как логический процесс, осознает результаты удовлетворения потребности и стремиться добиться этого результата даже не взирая на затраты и последствия. Не менее важными регуляторами, являются моральные, которые основываются как на сознании, так и на бессознательном состоянии, но обладают своими особенностями – это стыд, совесть, честь, долг, достоинство, мнение общества, жалость, сострадание, любовь, презрение. Эти свойства могут проявляться не только в обществе, среди людей, но и за пределами, например, по отношению к природе, к животному и другим видам природного мира. Еще одним важным регулятором удовлетворения потребностей человека является страх, он заложен в любой организм природой, т.е. в принципе, носит инстинктивный характер и предупреждает организм об опасности, а дальше организм сам решает: или идти наперекор ему, максимально сохраняя бдительность, или руководствуясь им стараться избежать опасности. Страх мобилизует организм, заставляя работать все части тела на преодоление опасности, даже те, которые были не включены в жизненный процесс или были включены на минимальном уровне, а также страх дает почувствовать человеку ценность собственной жизни, отодвинув назад другие потребности. Он заставляет отбросить все жизненные ценности, потребности, кроме потребности жить и, пережив его, человек начинает понимать, какую ценность представляет жизнь вообще, он как бы рождается заново, наслаждаясь дарованной ему жизнью. Обществу свойственно запугивание людей, чтобы создать и сохранить порядок. Для этого используются правовые нормы, сказки, угроза физического насилия. Человечество создало условия, когда бояться в принципе некого, кроме, себе подобного. А потребность пережить чувство страха, все-таки есть, правда, без драматических последствии. Именно поэтому люди пользуются аттракционами, смотрят всякие страшилки и ужастики, читают книги ужасов, связанные с насилием, стремятся туда, где опасность или неизвестность отсутствуют, кроме тех, для кого вообще свойственна склонность к риску.

Вывод: биологические и социальные потребности могут существовать как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Многие социальные потребности имеют биологическую основу. Но так уж получилось, что удовлетворяя свои потребности, человек часто пренебрегает чувством меры, что может привести и приводит к негативным последствиям. Даже, выработанные обществом социальные регуляторы, в которых человек тоже испытывает потребность, обладающие самодостаточностью, бывают недостаточно эффективны. Разум, сознание, мораль, страх, обладают своей спецификой как на разных этапах человеческого развития, так и в определенных ситуациях, в которых оказывается человек, группа и общество в целом. Несмотря на их существование и действенность, результат не всегда бывает однозначным и предсказуемым.