Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Text_Lektsii_1-7.doc
Скачиваний:
237
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Количество респондентов, считающих, что данный поступок никогда не может быть оправдан (% от числа опрошенных)

Страны

Поступки

Ложь ради собственных интересов

Сопротивление милиции

(полиции)

Бесплатный проезд на общественном транспорте

Уклонение от уплаты налогов

Проституция

Присвоение найденных вещей (денег)

Гомосексуализм

Секс с несовершеннолетними

Нидерланды

55

67

81

68

31

68

17

30

Бельгия

48

74

77

53

59

48

52

50

Англия

69

85

84

75

62

73

55

87

Польша

79

61

87

74

90

75

85

88

Италия

73

71

85

76

74

58

56

65

Франция

51

70

73

65

60

53

48

52

Канада

70

74

82

79

59

51

49

65

США

78

73

81

86

75

53

64

79

Швеция

85

83

85

78

83

77

48

99

Норвегия

86

85

90

66

83

81

53

99

Россия

46

43

20

67

60

59

68

90

Анализируя результаты опросов, нельзя не вспомнить изречение Блеза Паскаля: «То, что истинно по одну сторону Пиренеев, является ошибкой по другую ее сторону». Из таблицы видно, что серьезные различия в оценке тех или иных поступков существуют не только между Россией и Европой, но и внутри ЕС. Не считают возможным оправдать ложь ради собственных интересов почти в два раза больше норвежцев, чем бельгийцев. Считающих, что нельзя оправдать проституцию, в Польше почти в три раза больше, чем в Нидерландах. Обращает на себя внимание и некоторая «иррациональность» общественного сознания. Во всех странах, приведенных в таблице, за исключением США и России, превышает число тех, кто считает бесплатный проезд в общественном транспорте большим злом, чем уклонение от уплаты налогов. Хотя материальный ущерб от неуплаты налогов может намного превышать ущерб от безбилетников. Следует обратить внимание и на то, что в отношении некоторых поступков в обществе вообще нет единого мнения. По результатам исследований трудно определить, является ли гомосексуализм девиацией в Нидерландах, а секс с несовершеннолетними ― в Бельгии; можно ли присвоение найденных денег рассматривать как девиацию.

В зависимости от того, наносит тот или иной тип девиации вред обществу или наоборот, приносит пользу, различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения. К положительной девиации относят героические поступки, акты самопожертвования во имя других людей и великих целей. Отшельничество, пострижение в монахи, готовность принять мученическую смерть за религиозные убеждения – вот примеры культурно одобряемого отклоняющегося поведения в средневековом обществе. При всей своей религиозности люди Средневековья рассматривали добровольный уход молодого, здорового человека в монастырь как отклонение от нормы. Особенно, если этот уход не был вызван экономическими причинами. Так, решение Фомы Аквинского вступить в орден доминиканцев вызвало непонимание и упорное сопротивление со стороны его братьев (их отцом был граф Ландольф, входивший в ближайшее окружение императора Фридриха II).

К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки, которые наносят ущерб обществу. В зависимости от типа нарушаемых норм выделяют делинквентное поведение, связанное с несоблюдение норм-правил, и девиантное (в узком смысле слова) поведение, связанное с несоблюдение норм-ожиданий. Нормы-ожидания лишь очерчивают рамки социально одобряемого поведения. Их нарушение не ведет за собой каких-либо серьезных санкций. Нормы-правила отличаются большей строгостью. Они определяют границы допустимого поведения. Нормы-правила закрепляются в нормативно-правовых актах и нарушение их является основанием для того, чтобы рассматривать поведение человека как дилинквентное и влечет за собой применение серьёзных санкций. Примерами делинквентного поведения могут служить ограбление, мошенничество, умышленное убийство, изнасилование, грабеж и т.д. Примеры девиантного поведения: несоблюдение правил этикета, асоциальный, но не противозаконный образ жизни (попрошайничество, поиск пропитания на мусорных свалках и т.д.), супружеская измена.

Распространен стереотип, что делинквентность свойственна преимущественно представителям низших классов. Однако реальность гораздо сложнее. Во-первых, представители разных классов в большей или меньшей степени склонны совершать определенные виды преступлений. Состоятельным людям нет нужды зарабатывать на жизнь грабежом или квартирными кражами, а у бедных фактически нет возможности проворачивать финансовые аферы, подделывать бухгалтерскую отчетность и т.д. Во-вторых, состоятельные люди могут воспользоваться услугами хороших адвокатов и существенно снизить шансы быть признанными виновными. В-третьих, делинквентность высших слоев носит более скрытый характер. Обладая деньгами, они, как правило, не выполняют всю «грязную» работу сами.

Некоторые виды девиантного поведения могут не иметь положительной (культурно одобряемой) или отрицательной (культурно неодобряемой) оценки. В этом случае поведение человека признается окружающими «странным», не совсем нормальным, но не более того. Такого рода оценку получает поведение представителей многих субкультур. Поведение взрослых людей, которые устраивают ролевые игры по мотивам сказочных повестей Толкиена, вряд ли может быть признано нормальным. «Детские игры» взрослых людей не причиняют вреда окружающим и не приносят обществу никакой особой пользы.

Выделяют также индивидуальные и групповые девиации. Последние как представляющие наибольшую опасность для общества подвергаются более строгому осуждению, а лица, совершающие групповой девиантный/делинквентный поступок, подвергаются более строгому наказанию. Групповое отклоняющееся поведение может стать основой для формирования особой субкультуры (как делинквентной, так и девиантной). Примерами делинквентной субкультуры служат организованные преступные группировки и т.п. Девиантная субкультура наблюдается в группах бомжей, профессиональных нищих и т.п.

Девиация в любом обществе ― это естественное явление. Э. Дюркгейм даже считал девиации до некоторой степени функциональными, в том смысле, что они позволяют группе собраться вместе и подтвердить свою социальную и моральную идентичность. Социальный антрополог Макс Глакмен выразил эту мысль следующим образом: «Мы всего лишь утверждаем, что совершение преступления при условии, что преступник пойман, осужден и наказан, служит полезным целям, поддерживая закон, а стало быть, и общество»1. Р. Мертон, ссылаясь на многочисленные эмпирические исследования, отмечал, что девиантное поведение очень широко распространено и не может быть сведено к социально-психологическим аномалиям. По данным американских социологов, изучавших представителей среднего класса, 99 % опрошенных хотя бы раз в жизни совершали поступки, предусматривающие уголовную ответственность2. Целый ряд обстоятельств заставляют усомниться в возможности когда-либо в будущем добиться всеобщей «нормальности». Во-первых, даже в самых примитивных обществах иногда возникали разногласия по поводу тех или иных норм. В современном обществе со сложной социальной структурой, где существуют классовые противоречия и классовые конфликты, множество субкультур, полного согласия по поводу норм быть не может в принципе. Во-вторых, во все времена существовали и будут существовать люди с психическими заболеваниями, чье поведение априори не может быть нормальным. В-третьих, девиации часто возникают тогда, когда человек не знает о том, какое поведение в данной ситуации является нормальным. Знание о «норме» обретается в ходе социализации индивида. Следовательно, пока будет существовать социализация как процесс обучения ролям и усвоения правил поведения, до тех пор неизбежны ошибки в поведении (как в любом процессе обучения), т.е. девиации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]