Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 13. Недействительность сделок.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
330.75 Кб
Скачать

Раздел II

Гражданское правоотношение

Недействительность сделок

Глава 13 § 3 (12)

10. Сделка, совершенная под влиянием угрозы

Она оспорима потому, что воля субъекта сделки формируется несвободно. Угроза представляет собой воздействие на психику гражда­нина (органа юридического лица) с целью деформирования его воли

посредством заявления о причинении ему или его близким имущест­венного, физического или морального вреда в будущем, если он не совершит сделку.

Угроза — явление, отличное от насилия. Во-первых, она состоит только в психическом воздействии, т.е. угроза — нереализованное в действительности намерение причинить какое-либо зло. Во-вторых, угроза может состоять как в возможности совершения правомерных действий (наложение ареста на имущество, сообщение в право­охранительные органы или в печать сведений о преступной деятель­ности и т.п.)', так и в возможности совершения неправомерных действий (истязание, уничтожение личного имущества и т.п.).

По основанию совершения сделки под угрозой может быть при­знана недействительной сделка, совершенная гражданином или юридическим лицом, орган которого действовал несвободно. Так, орган юридического лица может быть склонен к совершению невы­годной для юридического лица сделки под угрозой разглашения сведений о незаконных действиях юридического лица, информации, составляющей коммерческую тайну, и т.п.

Основанием для признания сделки недействительной может служить не всякая угроза. Угроза должна быть реальной, исполнимой. Практическое значение имеет и значительность угрозы. Значи­тельность угрозы означает, что «зло грозило существенному благу, личному или имущественному»2. Вопрос о реальности, исполнимости и значительности угрозы решается судом, исходя из конкретных обстоятельств дела.

11. Сделки, совершенные в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой

Такая сделка оспорима потому, что в результате умышленного сго­вора представителя одной стороны с другой стороной возникают небла­гоприятные последствия для представляемого. При этом не имеет значе­ния, преследовали ли обе стороны сговора или одна из них корыстные цели. Важно то, что представитель одной стороны и его контрагент действовали с целью причинить зло представляемому. Такое имело ме­сто, например, тогда, когда представитель в договоре значительно за­нижает цену услуг, оказываемых представляемым другой стороне, пре­следуя при этом цель получения вознаграждения от данной стороны.

Злонамеренность соглашения следует отличать от небрежности пред­ставителя. Небрежность представителя в процессе совершения сделки может породить у представляемого право на возмещение причинен­ного этим вреда (убытков), но не признания сделки недействительной.

Злонамеренное соглашение представителя также необходимо от­личать от выхода представителя за рамки полномочия. При злонаме­ренном соглашении представитель действует в пределах полномочия. Поэтому при недоказанности наличия злонамеренности в действиях представителя презюмируется, что все последствия возникают у пред­ставляемого. При выходе представителя за пределы полномочия воз­никновение последствий у представляемого возможно лишь при условии последующего одобрения им сделки, совершенной предста­вителем с выходом за пределы полномочия.

Недействительными как совершенные в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной могут признаваться сделки с участием как граждан, так и юридических лиц.

1 В литературе существует точка зрения о том, что нельзя признавать сделку недействительной, если угроза состоит в возможности совершения правомерных действий (см. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 115; Советское гражданское право. Т. 1. М., 1986. С. 222). При практическом следовании такой точке зрения можно оставить без защиты интересы тех лиц, которые заблуж­дались относительно своих действий, считая их преступными, когда они таковыми не являлись, а также тех, в отношении которых необоснованно возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении преступления.

2 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 115.

504