Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2024 / Kriminologia_k_zachetu.docx
Скачиваний:
44
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
1.99 Mб
Скачать

9. Понятие личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Что представляет собой личность? С позиции философии личность рассматривается как целостное образование, и ее сущность образуют социальные качества человека. Отсюда следует, что, во-первых, человек в обществе реализует себя именно как личность, и, во-вторых, личность человека представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. Сам факт рождения человека не конструирует его личность, ибо ее формирование представляет собой длительный процесс. Личностные черты приобретаются в процессе общественной деятельности, иначе говоря, путем социализации.

Чтобы показать содержание признаков, в совокупности раскрывающих сущность личности, нужно воспользоваться структурой личности. Она включает следующие элементы:

  1. социальный статус (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальное положение и т. п.);

  2. социальные функции (то есть характеристика социального статуса в реальной деятельности человека);

  3. нравственно-психологические установки (отношение к нормам морали, гражданским обязанностям, к правовым нормам);

  4. правовой статус, то есть совокупность признаков, характеризую щих человека в качестве правонарушителя (ранее привлекался к правовой ответственности, является рецидивистом, профессио нальным преступником, совершил преступление по низменным мотивам).

Криминологическое учение о личности преступника базируется на философском подходе и состоит в следующем. Преступление — это событие, которое разделяет человека и общество. Преступник от непреступника отличается уже тем, что совершил, и, может быть, тем, что вновь совершит преступление. Личность преступника есть показатель опасности для общества. Она посредством своего внешнего аспекта, через противоправный поступок, наносит вред общественным отношениям, а посредством внутреннего аспекта угрожает повторностью их нарушения. Именно поэтому справедливо утверждение, что преступник обладает специфическим качеством, получившим название «общественная опасность личности». Понятие общественной опасности личности можно сформулировать следующим образом: это комплексная характеристика конкретной социальной роли человека, которая предопределила совершение преступления.

Таким образом, общественная опасность личности преступника равна сумме оценок двух составляющих. Во-первых, она включает в себя степень опасности совершенного преступления, которая варьирует от преступления небольшой тяжести до особо тяжкого преступления. Во-вторых, включает степень готовности к повторению преступления. Обязательность оценки второй составляющей является предметом дискуссии не только в криминологии, но и в уголовном праве. Правы те ученые, которые не только не исключают ее из понятия личности преступника, но и связывают с ней правовые последствия. Например, справедливо указывал Б. В. Волженкин, что виновность лица означает, что в совершение преступления включилась личность субъекта преступления как разумного существа, и поэтому нужно выделять общественную опасность преступника как единство общественной опасности деяния и деятеля. Познать личность можно только при ее выражении вовне, то есть на основании ее поступков. Поэтому не должны быть наказуемыми случаи, когда деяние — преступление, а личность его совершителя не представляет никакой общественной опасности в том смысле, что возможность совершения им нового преступления полностью исключается.

В характеристику личности преступника обычно включаются следующие показатели:

  1. криминальная активность (данные о рецидиве преступлений, а также данные о совершении в прошлом правонарушений, за которые лицо подвергалось мерам административного или общественного воздействия);

  2. степень вины (время формирования преступных намерений и объем их реализации);

  3. мотив преступления (характер и степень низменности побуждений);

  4. отношение лица к совершенному преступлению (явка с повинной, полное, частичное или отсутствие раскаяния);

  5. нравственное состояние преступника (склонность к алкоголю, наркотикам);

  6. роль при совершении преступления (пособник, подстрекатель, исполнитель, особо активный участник, организатор, руководитель совершения преступления);

  7. производственная характеристика;

  8. социальная активность;

  9. бытовая характеристика;

  10. заслуги перед государством и обществом;

  11. психофизический статус (то есть состояние здоровья);

  12. постпреступное поведение (встал на путь исправления; идет по пути исправления; злостно нарушает порядок отбывания наказания).

Вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника имеет важное значение. Большинство криминологов признают социальную природу преступности и ее причин и считают, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль. Сложившееся единство исходных положений в оценке соотношения социального и биологического не исключает разнообразия точек зрения в понимании частных вопросов. Оно во многом объясняется узостью эмпирической базы отечественной криминологии, что не позволяет во всех подробностях исследовать диалектику социального и биологического в общественно опасном поведении.

В отечественной криминологии специальному изучению подвергались лица с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками (психическими аномалиями). Они рассматривались как особый тип, поскольку «либо вообще не в состоянии усваивать социальные программы, либо усваивают их в ограниченном объеме» (Г. М. Дитль, Г. Газе, Г. Г. Кранхольд). При этом криминологов интересовала лишь группа людей, у которых врожденные или приобретенные физические и психические аномалии, во-первых, повлекли личностные изменения, не исключающие вменяемость, во-вторых, могли привести к преступному поведению.

К числу психических аномалий, встречающихся у лиц, совершивших преступления, относятся: алкоголизм, психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм, олигофрения, наркомания, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в стадии стойкой ремиссии и эпилепсия. По данным Н. Г. Иванова, психические аномалии преобладали в следующем порядке: психопатоподобные черты характера составляют 31%; с признаками неврастении — 20,6%; психостении — 10,4%; олигофрении — 10,3%; истерии — 6,9%. При этом субъекты преступления с диагнозом «психопатия» наиболее часто совершали умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 11%; хулиганство — 19%; изнасилование — 9%.

Таким образом, врожденные или приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние (а при заболеваниях, исключающих вменяемость, — решающее влияние) на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии препятствуют усвоению личностью общественных ценностей, установлению нормальных социальных связей, способствуют сужению и однообразию ее социальной деятельности. Они снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, особенно конфликтных и проблемных, создают препятствия для развития позитивных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде, ослабляют механизм внутреннего контроля.

Из вышесказанного следует, что психические аномалии способствуют формированию личности преступника, однако вовсе не свидетельствуют о генетических корнях преступности. Во-первых, значительная часть психических и физических аномалий, о которых говорилось выше, не обусловлена генетически. К сожалению, это обстоятельство редко учитывают в ходе конкретных криминологических исследований. Во-вторых, влияние генетически вызванных заболеваний на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения.