Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
доронина_i.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
1.57 Mб
Скачать

§ 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции

1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции

Споры, возникающие из концессионных договоров в большинстве случаев подлежат разрешению в специализированном арбитраже МЦУИС, поскольку являются спорами между государством и лицом другого государства. Указанные споры, как правило, возникают на стадии исполнения концессионного договора. При разрешении спора арбитраж, созданный по условиям Вашингтонской конвенции, после того, как примет решение о своей компетенции рассматривать спор, решает вопрос о праве, применимом к отношениям сторон. При этом он руководствуется положениями Вашингтонской конвенции.

Согласно ст. 42Вашингтонской конвенции арбитраж рассматривает спор согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон арбитраж применяет право договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы.

Участники инвестиционного спора, в частности государство и лицо другого государства, которые являются сторонами концессионного договора, послужившего основанием возникшего спора, не несут обязанности подчиниться юрисдикции арбитража МЦУИС. Основанием для обращения в арбитраж МЦУИС является арбитражное соглашение, которое может быть достигнуто сторонами концессионного соглашения либо в рамках концессионного договора, либо самостоятельно. Условия для обращения в арбитраж МЦУИС сформулированы в ст. 25Вашингтонской конвенции. Вст. 42Вашингтонской конвенции основным положением является формулировка принципа автономии сторон в выборе применимого права. Принцип автономии воли сторон в части выбора применимого права к существу спора составляет основу Типового Регламента ЮНСИТРАЛ и регламентов других международных коммерческих арбитражей (например, Регламента арбитражной и примирительной процедур Международной торговой палаты).

Вашингтонская конвенция также закрепляет и другое правило международного коммерческого арбитража, которое нашло отражение в Регламенте ЮНСИТРАЛ и РегламентеМеждународной торговой палаты. Согласно этому правилу, если стороны не пришли к соглашению по вопросу о применимом праве, арбитраж при решении спора между государством и лицом другого государства применяет право государства - участника международного контракта. Единственно, что отличает нормуст. 42Вашингтонской конвенции от соответствующего правила, встречаемого в Типовом законе и Арбитражном Регламенте ЮНСИТРАЛ, - это то, что согласно ст. 42 Вашингтонской конвенции арбитраж применяет также "те нормы международного права, которые могут быть применимы". При этом в данном случае применимыми могут оказаться и нормы международного права, которые были имплементированы в национальное право государства, чье право применяется к существу спора, и нормы международных договоров, непосредственно регулирующих существо спора.

Согласно мнению разработчиков и комментаторов Вашингтонской конвенции, обращение к нормам международного права предполагалось необходимым в случае обнаружения пробела в национальном законодательстве в части регулирования того или иного вопроса, а также в чрезвычайном случае, когда арбитры вынуждены оставить без внимания нормы национального законодательства, принятые "с целью причинить ущерб иностранному инвестору"*(314).

Унификация коллизионной нормы, применяемой к концессионным соглашениям, имеет большое значение для практики привлечения иностранных инвестиций. Это следует из того, что, как показывает практика заключения концессионных договоров, правовое регулирование инвестиционных отношений отличает тенденция вывода их за рамки национального права. Эта объективная тенденция вызвала расширение международного экономического сотрудничества. "Экономические отношения выходят за рамки отдельного государства, происходит их эволюция от интернационализации товарообмена к его глобализации и переходу руководства мировыми экономическими процессами к Всемирной торговой организации, возрастанию роли и значения других экономических и финансовых международных организаций, применению ими собственных методов регулирования"*(315).