Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / ФП_Хаменушко_лекции_6 семестр.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
901.04 Кб
Скачать

1 Часть:

Он постепенно сам себя собирает, пока товар движется

По стадиями производства и обращения. Из этого налога выводим хитрость. Бремя ложиться на покупателя, бремя косвенное. Если надо давать льготу, то она будет адресована не продавцам, не бизнесу, а покупателю. Отсюда ошибочное мнение, что льготу по НДС надо давать на последнем этапе. Вроде как здесь покупатель покупать в розницу, но уже видно, что если льготы применим в самом конце цепочки, то это ничего не даст. В розницу у нас продавец желает продать товар за 400, а принужден за 400 + НДС = 480. Представим, если он будет освобождён от НДС. Скорее всего, он продолжит покупать по 480, потому что если платёжеспособный спрос 480, то ничего не изменится.

Если разница от НДС раньше поступала в бюджет, то сейчас это часть прибыли продавца. Издержки никуда не денутся, поэтому в лучшей ситуации, мы освобождаем себя на 20 единиц, потому что издержки на предыдущих стадиях никуда не делись.

Вот такая арифметика, от НДС освободишься нелегко, и он уже сидит в цене товара. Поэтому если стоит задача отключить НДС по каким-то товарам, то полное отключение достигается через обложение поставки на проценты. Парадокс, но для того, чтобы отключить НДС надо его включить. Если говорим, что оборот не облагается НДС, то мы на каком-то этапе разрываем цепочку, а НДС, уплаченный поставщикам, никуда не делся. У него единственный источник покрытия, это деньги, которые продавец возьмёт с покупателя. Так работают косвенные налоги.

Теперь сообразите, что последнее звено (с розницей), это звено экспортёр. Вот применится льготная ставка 0% и посмотрим, выгоднее ли отсутствие налогов. Мысленно убираем слово «розница» и получаем, что в конце строчки у нас экспортёр (вместо розницы) и потребитель будет зарубежный. Когда по 300 купил, 60 заплатил поставщикам, 400 продал на экспорт, ставочка 0%, тогда НДС будет не 80, а 0, тогда своих зарубежных покупателей он собирает сумму налога в размере 0. Соответственно, от своего зарубежного потребителя соберёт НДС с поставки 0, из 0 вычтет 60 поставщикам и получит отрицательный результат. Отрицательный НДС выметается из Бюджета. Ему вернусь НДС в виде 60 единиц и ему нетепловой будет перекладывать из на потребителя. И очень велика вероятность, что цена останется 400 единиц. И у нас 2 варианта: при экспорте цена в конечном итоге улетит в потолок, (а отпускная цена останется той же) но за счёт того, что, когда этот товар по 400 будет ввезён в другую страну, там свой НДС, его ставка с высокой степенью вероятностью около 20%. Высока вероятность, что творца, ввезённый в другую страну, будет догружен национальным НДС, и его цена снова станет 400+. Наш НДС отключился, НДС страны потребителя включился. Это описывается формулой «принцип страны назначения», косвенный налог на потребление. Страна экспортёр отключает свой налог, а импортёр включает, и все. И чтобы отключить налог на НДС нужно именно дать ставку 0%. Если сказать экспортам: «отныне вы продаёте без НДС», они все равно не покроют свои внутренние налоговые издержки, им надо вернуть налог из бюджета. Вернув последнему, мы вернуло всем. Потому что на предыдущих стадиях, все звенья получили покрытие своих слоговых издержке при перепродаже с НДС. И только экспортёр не собирает с покупателя ничего в виде на добавленную стоимость, а значит, ему эти издержки покрываются из бюджета. Вернуть последнему — значит вернуть все. Таким образом работает НДС.

Дальше начинается хитрость: возникает поток из бюджета и вокруг него возникают преступники. Проблема НДС - преступники научились «седлать» поток НДС. Человека, который начал это делать (не поверите) – Алекандр Македонский. Один человек сидел в тюрьме, придумал эту схему, вышел поменял паспорт, взял имя «Александр Македонский» и начал внедрять эту схему. Внедрял, долго она работала на юге России и потом сел уже надолго вместе со всеми, кого он вовлек в эту схему.

До этого схемы были тупые и были видны налоговым органам и правоохранителям. До этого экспортные схемы выглядели так:

Товар существует только на бумаге. Есть обычное предприятие - давайте абстрактно завод железобетонных изделий. Некий такой завод производит панели и прочее, приходит к ним жулики и говорят «давайте вы будете поставлять на экспорт песок». На самом деле никакого песка не будет, вы просто нарисуете документы, мы договоримся с таможней.

И дальше начинает происходить такая вещь. С точки зрения таможенной документации происходит вывоз песка. По документации у нас сидит экспортер и он поставляет килотонны песка, судами морскими якобы отгружает на экспорт. Он показывает в документах, что он продал песок по 400 единиц за тонну, собрал НДС по ставке ноль, уплатил НДС поставщикам с каждой тонны 60 единиц и соответственно с каждой тонны 60 тысяч рублей возмещение из бюджета.

По сколько бумага все стерпит пишете сколько хотите и сколько хотите пишете рублей возмещение из бюджета.

Грубая и нехорошая была схема. НДС возмещается не просто так, он возмещается на основании счета-фактура, предоставленного поставщиком.

Тут организация мошенничала дважды: во-первых, они создавали фиктивные налоговые декларации, создавали фиктивный товарооборот только на бумаге, вступали в сговор с таможенными органами, чтобы появились декларации, что якобы товар на экспорт ушел; во-вторых, они создавали фиктивный товарооборот, изображая покупку песка от несуществующего поставщика. То есть создавалась подставная фирма на бумаге с бомжом директором главбухом учредителем, которая якобы поставляет огромные количества песка и пишет астрономические суммы НДС к возмещению из бюджета. Все эти бумажечки подкладывают к налоговой декларации и сдаются в налоговую инспекцию.

Налоговая инспекция занимается налоговым документальным контролем. Смотрят по бумагам, по ним вроде все хорошо: таможенная декларация есть, штампы печати проставлены, выпуск разрешен. На вычет документы тоже все хорошо, с договором поставки тоже все хорошо.

Мы то с вами понимаем, когда счета-фактуры просто нарисованы и всей предыдущей цепочки нет, деньги просто выкачиваются из бюджета. Источник в бюджет не создан. Когда товар настоящий источник в бюджет создан.

Во второй половине 90-х делали именно так. Много денег так было выкачено, но все-таки такие схемы научились достаточно быстро вычислять. Очень бросалась в глаза нехарактерная для предприятий деятельность. Предприятие никогда не занималось экспортом и начало причем не то, что оно экспортирует обычно. Поэтому эти песчаные схемы вскрыли, организаторов посадили.

Позже были похожие схемы, они были основаны на разнице в 10-20%. Я описывал, что будет если у нас в конечной цепочке будет применяться ставка 0 экспортером. Примерно тот же самый эффект законный, если все операции существуют на самом деле. Тот же самый эффект у нас возникает, если на конечности цепочки у нас пониженная ставка.

Допустим мягкие игрушки делаются из ткани, ваты, пластмассы. Все компоненты покупаются по цене увеличенной 20-ти % НДС. А игрунки — это товары для детей, они продаются по цене, увеличенной НДС 10 %. Поэтому, когда игрушки делают на самом деле у фабрики игрушек по закону, возникает отток возмещения НДС из бюджета, потому что у нее ставка при продаже ниже, чем ставка при покупке. Так происходит снижение ставки для всей цепочки.

Поэтому берется ситуация нормальная и под нее создается фальшивый документооборот. Игрушечные схемы тоже были распространены, но их ФНС быстро вычислила и пресекла.

Все эти схемы относительно легко вычислялись, потому что товара не было. Документооборот был фиктивный и это все-таки бросается в глаза. Нет склада и кол-ва товара, который заявляется в обороте. «Александр Македонский» придумал и заразил весь юг России схемой более злой и жестокой, потому что в ней товар был.

Схема действовала на зерновом рынке. Представим у нас вместо добычи сырья будет фермер производитель зерна, производство зерна с нуля, вместо розницы у нас будет настоящий экспортёр, настоящий законно действующий экспортер. И будет два посредника - продавцы зерна.

Для фермера действую особый режим налогообложения - упрощенка «единый сельхоз налог». У них нет НДС. Есть фермер - первая строчка и есть экспортер - последняя строчка. Между ними может быть несколько посредников в самом деле, потому что крупный экспортер не будет ездить по маленьким фермерским хозяйствам. Крупному экспортеру интересно покупать зерно сотнями тонн. Поэтому есть посредники, которые ездят по фермерам, покупают тут тонну там тонну, есть посредники, которые формируют крупные однородные партии зерна.

Теперь начинается жесть.