Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / ФП_Хаменушко_лекции_6 семестр.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
901.04 Кб
Скачать

Общая характеристика.

Это многоступенчатый косвенный налог на потребление, взимаемый на всех стадиях производства и обращения товаров. Обратите особое внимание на то, что это именно многоступенчатый налог. И во многих косвенных налогах обычно каждый налогоплательщик уплачивает каждый свой налог. НДС немного странный, как бы тянется от налогоплательщика к другому налогоплательщику. Чтобы он правильно взимался, все налогоплательщики должны в этом оркестре сыграть свои партии правильно. Если какой-то из налогоплательщиков будет что-то делать не так, то цепочка взимания НДС рассыпается, он перестанет корректно работать, грубо говоря, заплатить придется тогда больше, то есть ошибки налогоплательщиков дорого стоят самим налогоплательщикам. Прелести НДС в том, что ошибки налогоплательщиков не очень дорого обходятся государству.

То, что он косвенный, означает очень простую вещь – за видимостью стоит совершенно другая суть. Вы приходите в магазин, покупаете товар, и вам кажется, что вы ни с какими налогами в этот момент не сталкиваетесь, хотя, на самом деле, вы оплачиваете в цене товара косвенные налоги, то есть вы носители налогового бремени, хотите того или нет. Но все юридические заботы, связанные с косвенным налогообложением, лежат на магазине, на продавце. Поэтому внешне возникает иллюзия, что налоговое бремя возлагается на того, кто выполняет все юридические действия, кто посчитает налог, кто предъявит налог потребителю, кто отдаст налогов в бюджет. Но в косвенном налоге помним, что юридический субъект налога и фактический носитель налогового бремени не совпадают.

Есть еще одна странность в налоге на добавленную стоимость – он универсальный, он взимается при каждом акте реализации товаров, работ, услуг. И вы можете мне сказать, что какой же он косвенный налог на потребление, если он взимается не только в потребительском секторе, но вообще всегда и везде. Добыто сырье, продается сырье производителям сырья, попадает это сырье в оптовую торговлю, продается готовая продукция – за все взимается налог. Но хитрость в том, что за счет механизма вычетов происходит такая штука, что каждый участник в цепочке движения товаров перелагает налоговое бремя на следующего участника. Это переложение идет, пока не доходит до потребителя. Потребитель, который купил кофе или булочку дальше этот товар не передаст. Поэтому, когда он потребляет, он в том числе принимает на себя налоговое бремя. Пока ты внутри цепочки производственных и торговых продаж, ты перекладываешь налоговое бремя на следующего участника этой цепочки. Но, если ты в этой цепочке последний, то здравствуй налоговое бремя.

Поэтому есть в НДС такая странность, что та сумма НДС, которая попадет в итоге в бюджет в результате работы этого многоступенчатого косвенного налога, будет зависеть исключительно от цены товара, по которой этот товар достался конечному потребителю. Эта сумма будет собираться постепенно, по ступенькам движения товара и, в итоге, соберется вся в бюджете. Внутри цепочки каждый передаст свое налоговое бремя следующему участнику цепочки при отсутствии разрывов, конечно. И, в итоге, это налоговое бремя ляжет на потребителя. Из этого следует сразу несколько его удобств с точки зрения бюджета. Ведь если бы мы ждали, когда товар доберется до потребителя, налог взимался бы попозже. А так товар еще не сделан, еще делается только сырье, а НДС уже начинает потихоньку накапливаться в бюджете. НДС в цене товара, который еще только находится в процессе создания.

И еще одна важная характеристика — это федеральный налог. Он взимается на всей территории Российской Федерации по одинаковым правилам. Не всегда это было так. НДС – налог очень мощный с точки зрения генерации доходов для бюджета. Ведь каждая купля-продажи облагается этим НДС (кроме бытовых сделок купли-продажи между физическими лицами). Абсолютно все остальные сделки на внутреннем рынке облагаются НДС, то есть каждая транзакция приносит 20% от цены в бюджет. Это очень мощный инструмент, дающий колоссальное бюджетное поступление.

И одно время из-за того, что это очень мощный источник, его пытались расщеплять между бюджетами разных уровней: между федеральным бюджетом и регионами. Допустим, в конце 90-х 75% НДС централизовалось, а 25% оставалось по месту нахождения налогоплательщика, попадало в региональный бюджет. Но здесь проблема в том, что у нас принцип единства экономического пространства начинает тогда входить в конфликт с многоступенчатостью этого налога. Внутри НДС зашит механизм вычетов. И, если налогоплательщики платят этот налог в разные бюджеты, может получиться так, что в одном бюджете больше вычетов, в другом бюджете больше уплат. Это может приводить к тому, что какие-то бюджеты будут чистыми донорами, будут, в основном, возмещать этот налог, а какие-то бюджеты будут реципиентами, будут только получать этот налог. И лучше бы, чтобы все операции, связанные с уплатой налога и с возмещением этого налога из бюджета встречались в одном котле, тогда все будет корректно. Если в системе нет мошеннических схем, то налог приносит солидный доход бюджету.

Правда говорят, что россияне чуть было не сломали налог на добавленную стоимость в середине 2000-х годов. Причем проблема была настолько серьезная, что этот налог на в самом деле хотели отменить и даже на уровне основных направлений налоговой политики проскальзывала идея замены НДС чем-нибудь попроще в администрировании. Это было связано с тем, что как раз зашит в НДС механизм вычета. Механизм возмещения налога из бюджета использовался жуликами и использовался за счет жульнических схем так сильно, что суммы возмещения из бюджета начали немного уже приближаться к суммам поступлений в бюджет, то есть налог перестал приносить в бюджет значимый доход. Расколдовали эти жульнические схемы довольно просто. Ключик оказался в области электронного цифрового налогового администрирования. Там жульнические схемы были основаны на том, что информация о поставщике не сразу видна налоговому органу, налоговой орган не сразу может проверить настоящий вычет или фальшивый. Соответственно, по фальшивым вычетам получались суммы НДС к возврату из бюджета. Сейчас поскольку можно посмотреть, грубо говоря, в режиме реального времени, что собой представляют вычеты, кто из оформил, в общем-то, масштабы жульничества по НДС сильно-сильно сократились, поэтому никто теперь отменять не собирается, он снова приносит бюджету солидный доход.

Самая идея косвенного налогообложения довольно простая. Бегать за гражданами, получающими доход, было сложно. Продавец сидит всегда у себя в лавке и никуда особо не денется. Поэтому, если повелеть продавцам продавать свои товары по цене, увеличенной на сумму косвенного налога, то он будет увеличивать цену на сумму косвенного налога, а этот налог отдавать в казну. Поэтому многие средневековые налоги выглядели, как косвенные налоги: они взимались торговцами, либо они взимались таможенниками при пересечении товарами разнообразных таможенных границ.