Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
стилистика часть 1.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
943.1 Кб
Скачать

Этюд с предлогами

Мы построим скоро сказочный дом

с расписными потолками внутри.

И, возможно, доживем – до.

Только вряд ли будем жить – при.

И, конечно же, не вдруг и не к нам

в закрома посыплет манна с небес.

Только мне ведь наплевать – на.

Я прекрасно обойдусь – без.

Погашу свои сухие глаза

и пойму, как безнадежно я жив,

и как глупо умирать – за,

Даже если состоишь – в…

И пока в руке не дрогнет перо,

и пока не дрогнет сердце во мне,

буду петь я и писать – про,

чтоб остаться навсегда – вне.

Поднимаешься и падаешь вниз,

как последний на земле снегопад…

Но опять поют восставшие – из.

И горит моя звезда – над!

Г. Григорьев

Задание 2. Определите стилистические функции частотности частей речи в художественном, научном, публицистическом стилях. Какие различия вы нашли? Объясните причину этих различий.

ДЛЯ СПРАВОК: Частотность частей речи 19

Часть речи

Художественный

Научный

Публицистический

существительное

0,40

0,47

0,53

прилагательное

0,15

0,23

0,22

глагол

0,18

0,09

0,13

местоимение

0,12

0,06

0,06

Задание 3. Определите семантику грамматических категорий в сказке Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Объясните причины множественной интерпретации смыслов, используя «критические» статьи М. Успенского на эту сказку (ЛГ, 14. 11. 1984, рубрика «Пересмешник»).

Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку и волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали и подудонились. А Калуша волит: «Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

Два мнения об одной сказке а. Хороших. Амбивалентность бятости?

Неадекватность, неамбивалентность молодой прозы представляется мне очевидной. Корни ее – в тех негативных проявлениях отдельных явлений, которые все чаще выражаются в той страстности дюбости, в той полифоничной некузявости, что так ярко отражена в произведении Л. Петрушевской.

В логическом центре этой сказки (на деле являющейся многозначным мифом) стоит особняком образ Калуши, продолжающей, как и ее лингвопредтеча Глокая куздра, традиции материанства и бабушкинианства нашей прозы.

Бутявка предстает неким мерилом духовных и материальных ценностей. Бутявку можно стрямкать, можно вычучить – она только вздребезнется, сопритюкнется и усяпает с напушки, куда поместила ее прихотливая воля автора.

Некузявы по-своему и калушата. Но как им не хватает этой прямой, откровенной дюбости! Поэтому и нет здесь открытого финала: калушата заслуженно подудонились и вынуждены вычучить бутявку. Может быть, слишком резки слова, проволенные в адрес калушат бутявкой. Может быть, они не такие уж безнадежно бятые, эти наши пресловутые пуськи?

Автор не дает однозначного ответа. Ясно только одно: трямкающий бутявок на напушке – подудонится. Я в этом уверен.