Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русская философия IX-XX вв.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.57 Mб
Скачать

§ 7. Философия се­ребряного веков

Духовная культура конца XIX — начала XX вв. была пред­ставлена целой плеядой мыслителей-философов: Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Ро­зановым, И. А. Ильиным, С. Л. Франком, В. С. Соловьевым, Г. Г.’Шпетом, П. И. Новгородцевым, В. Ф. Эрном, Д. С. Мереж­ковским и др. Особенностью русской философии этого перио­да является выражение своих идей средствами литературы (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и др.). «Русская художественная литература — вот истинная русская филосо­фия, самобытная, блестящая философия в красках слова, сияю­щая радугой мыслей, облеченная в кровь и плоть художествен­ного творчества...»1

Н. А. Бердяев (18741948), русский религиозный философ, представитель персонализма. Для его творчества характерны следующие идеи:

  1. идея свободы определяет всю онтологию;

  2. нет единого основания в философских взглядах;

  3. идея творчества и объективации;

  4. эсхалотический смысл истории;

  5. 2 ряда оснований: 1) свобода, дух (бог), личность (я), 2) необходимость, мир, феномен.

Только в субъекте, в личности заключена, по Бердяеву, не­постижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.

Мир объектов лишен духовности и свободы, его закон — страдание, рабство, зло, коренящееся в объективации (объек­тивация описывает «ниспадение» свободы в необходимость при ее появлении «в здешнем мире»). В противоположность Гегелю объективация у Бердяева — не столько раскрытие духа, сколько его искажение, «закрытие».

Мир объектов лишен духовности.

Творящий субъект включает мир в себя, ведет внутреннюю жизнь, открытую для свободы.

Личность — экзистенциальный центр, осуществляет связь человека с миром творчества и свободы.

Сам Н. А. Бердяев оценивал свою философию как про- фетическую (пророческую, устремленную в будущее) и эсха­тологическую (эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека).

Творчество Н. А. Бердяева сложно, многогранно и противо­речиво, интеллектуально насыщено. Величие человека выра­жается в свободе, свободе его действий и духа, его целена­правленной творческой деятельности. Цель творчества — со­зидание нового бытия.

Назовем некоторые произведения Н. А. Бердяева.

1901 г. — статья «А. Ф. Ланге и критическая философия в их отношениях к социализму» (опубликована в органе партии германской социал-демократии К. Каутским. «Новое время», № 32—34).

1901 г. — первая книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михай­ловском (СПб, 1901).

1911 г. — «Философия Свободы».

1916 г. — «Смысл творчества».

1922—1924 гг. — «Философия неравенства» (Берлин, 1923 г.)

1923 г. — «Миросозерцание Ф. М. Достоевского» (Прага, 1923).

1924 г. — «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924).

1914 г. — «Смысл творчества» — астрофилософско-религи- озной концепции.

1931 г. — «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики».

1937 г. — «Истоки и смысл русского коммунизма».

1946 г. — «Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX века и начала XX века» (Париж, 1946).

Всего известно более 100 работ Н. А. Бердяева. В России многие работы не печатались.

В. С. Соловьев (18531900). Система Соловьева имеет цен­тром теологическую направленность. Однако богословствование Соловьева не традиционно. Оно состоит из: 1) христиан­ской мистики; 2) рационального философского теоретизирова­ния; 3) естественнонаучных данных; 4) идеи «Богочеловечества» (личное и общественное спасение человека в сотрудни­честве с богом).

Проблемы личности и свободы находились в противоречии с действительностью (борьба партий профессоров в Москов­ском университете, речь в Коммерческом собрании об отмене смертной казни по случаю убийства императора Александра II и т. п.).

Можно выделить три периода творчества В. С. Соловьева:

70-е гг. — теологизированный прогрессизм;

80-е гг. — утопия всемирного государства;

90-е гг. — эсхатологический.

Им отрабатывались следующие идеи:

а) Страшный суд и победа над мировым злом — конец ис­тории.

б) Дух человека находится в мире зла и томится.

в) Но человек причастен Абсолюту и может спастись.

г) Это может произойти путем создания Вселенской церкви.

д) Церковь — основа будущей общинности, солидарности людей.

е) Надо освободить человеческое сознание от придавлен­ности, сделать его способным к восприятию христианских ценностей.

Концепция положительного всеединства Соловьева заклю­чалась в следующем.

  1. Сущность Абсолютного есть положительное всеедин­ство, т. е. единая, целая, безусловная идея;

  2. Личностный аспект, теологический — София, божествен­ная премудрость, мистическая сторона его мировоззрения.

Соловьев ставит задачу соединить христианскую теологию с естественнонаучным и философским эволюционизмом.

Космос — результат божественного творения, но он — в стадии совершенствования.

Материальный мир ощущается Соловьевым как извращен­ный и несовершенный.

Объединение всех одушевленных элементов космоса равно концепции положительного всеединства.

Учение о душе мира — самое темное место в философии Соловьева. Центральное понятие расплывчато: первая тварь (сотворенный мир), душа хаоса, земля, мать внебожественного мира — то свобода воли (личности), то — стремление к един­ству личности и т. д. Мировая душа, по Соловьеву, является деятелем космического процесса. Человечество есть «Богоземля» — посредник между божеством и природой. Подчиниться Богу и подчинить себе природу, чтобы спасти ее — вот в двух словах Мессианский закон.

Единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством — цель мировой истории по Соловьеву.

П. А. Флоренский (18821937) богослов, философ, ученый-энциклопедист, священник, инженер-изобретатель. В од­ном из последних своих писем с Соловков он подводит итог своей многогранной деятельности. «Что я делал всю жизнь? — Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и ре­альность, но в каждый момент, или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматри­вал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе занимающему меня признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда — непрестанная диалектичность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при посто­янстве установки на мир, как целое».

В теории познания П. А. Флоренский противопоставляет ил­люзионизму, субъективизму и психологизму реализм как убеж­дение в транссубъективной реальности бытия: Бытие непосред­ственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т. е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его.

В знании складывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии с энергией познаваемой реальности.

Истина антиномична (противоречива). Утверждение связа­но с отрицанием. Для Флоренского существенным в познании мира представляется закономерность, как функциональная связь. В мире господствует прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Самой важной заслугой П. А. Флоренского перед наукой XX в. является вве­дение им топологических структур современной науки.

Он предложил линию по выявлению чисто математической «онтологии мира», начатую Галилеем, Ньютоном, Максвеллом, Эйнштейном, Минковским и философски осмысленную позд­ним Гуссерлем. Современная экспериментальная квантовая физика убедительнейшим образом показывает, что всякое серьезное экспериментальное изменение физической типоло­гии с необходимостью ведет к совершенно новому пониманию взаимоотношений духа и протяженности, чем то, которое сформировала вся европейская наука в течение двух столетий (на базе еще декартовых дистанций).

В первые десятилетия XX в. П. А. Флоренский определил тот класс математических структур, с помощью которых реша­ются в конце XX в. серьезнейшие и труднейшие научные про­блемы. Это загадочно и удивительно во всей жизни и делах о. Павла. Не одно поколение исследователей еще будет «в ве­ликом изумлении» стоять перед этой удивительной загадкой.