Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соц инф лекции.DOC
Скачиваний:
17
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
976.9 Кб
Скачать

2.3 Прогнозы изменения социальной структуры в ходе информатизации

Предполагаемые изменения социальной структуры заключаются в следующем. Во-первых, количество социальных групп будет расти, а качественные параметры будут улучшаться по таким позициям, как уровень интеллекта, образования, квалификации и др. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Во-вторых, возникнут новые численные соотношения между различными социальными группами (возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом, работники сферы информационных услуг составят более 50 % населения). В-третьих, «пирамидальная» социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми: человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависмости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, прежде всего, на систему образования и средства массовой информации.

Прогнозируемые изменения в сфере трудовой деятельности заключаются в следующем.

  1. Физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е. произойдет замена перемещения людей движением сообщений. Сегодня по оценкам экспертов 90 % всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.).

  2. Из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения – человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

  3. Повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам.

  4. Встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

  5. Возникает серьезная опасность «роботизации» человека, занятого информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 40 млн. работающих у дисплеев и распространяется с рабочих и служащих на инженеров, бухгалтеров и врачей.

  6. Усугубится проблема общества потребления – может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.

  7. Любые предприятия в плане конкуренции окажутся открытыми для всего мира - способность к постоянной и непрерывной адаптации, во многом определяемая возможностями использования телекоммуникационных сетей, станет непременным условием успешного ведения бизнеса в условиях информатизации общества.

  8. Исчезнут временные и пространственные барьеры в использовании рабочей силы. Уже сегодня в мировой экономике существует практическая возможность круглосуточной работы не через найм новых работников, а путем перераспределения заданий среди имеющихся рабочих, находящихся в разных часовых поясах (современный вариант мирового разделения труда).

На рынке труда появилась новая категория рабочей силы – электронные эммигранты, чья трудовая деятельность полностью определяется наличием компьютеров с системой связи. Возникли группы населения, которые при решении проблемы занятости ограничены только возможностями компьютерно-телекоммуникационных технологий. Развитие «электронной иммиграции» имеет следующие потенциально позитивные последствия:

снижение уровня безработицы, что особенно существенно для удаленных районов, сельской местности, так называемых «закрытых городов» и т.д.;

возможность трудоустройства за счет «электронного паломничества» школьников, студентов, лиц с ограниченными физическими возможностями, людей с редкими профессиями и способностями, невостребованными определенной местностью, регионом или государством в целом;

уменьшение за счет сетевой занятости физической «утечки умов» за рубеж, что сохраняет сложившиеся родственные и другие социальные связи.

Вместе с тем это явление имеет и ряд негативных последствий, которые выражаются в следующем:

в случае внешней «электронной иммиграции» в странах появляются специфические анклавы рабочей силы, контролируемые иностранными структурами; происходит размывание профессионально-трудовых национальных традиций, национальных школ и течений в науке и искусстве, ослабление национальных интеллектуальных и профессиональных контактов;

в случае внутренней «электронной иммиграции» ослабляются интеллектуальный и трудовой потенциал городов, регионов, региональные профессиональные и научные школы, исчезают ряд профессий после потери их социокультурного фона;

происходит усиление и углубление процессов интеллектуальной и профессиональной иммиграции, т.к. компьютерная техника усиливает, в принципе, любой социальный процесс вне зависимости от его содержания и направленности;

меняется соотношение сил на рынке труда из-за появления на нем менее квалифицированного и более дешевого труда лиц с ограниченными физическими возможностями;

становится возможным стихийное формирование виртуальных социальных групп по интересам, в том числе экономическим. Возможно образование частных экономических предприятий, реальны опасность их криминализации, трудность регулирования и контроля этих процессов со стороны общества и государства.

Для устранения этих негативных последствий необходимыми и актуальными для общества мерами представляют разработку теоретико-методологических подходов к анализу новой складывающейся системы занятости и трудоустройства; выработку новых критериев социально-профессиональной стратификации для условий информатизации общества; формирование мнения социологов о необходимости актуализации методик социологических исследовании проблем занятости, адаптированных к условиям информатизации общества; разработку методик статистической оценки размера и структуры «электронной иммиграции», а также осуществление и популяризацию итогов этого учета; выработку механизмов регулирования процессов трудовой занятости, в том числе «электронной иммиграции».

В эпоху информатизации меняются основные стимулы трудовой деятельности. Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий. В информационном обществе стимулы повышения активности труда перемещаются из материальной области в духовную. Ими могут быть:

гарантии повышения общественного статуса;

возможность получения элитного образования;

общественная известность;

специальная организация социально-экономического пространства (создание интегральных творческих систем, появление так называемых «информационных пулов»). Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект «информационного пула» устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал поэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих стран мира, обычно называют Кремниевую долину в Калифорнии и «коридор высокой технологии», расположенный недалеко от Бостона вдоль «дороги 128». Научной базой Кремниевой долины является Станфордский университет, «дороги 128» - Массачусетский технологический институт. В отечественной общественной практике подобную функцию выполняли и продолжают выполнять так называемые «академгородки».