Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

balashov_l_e_filosofiya

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.27 Mб
Скачать

вида, сообщества), а антагонистические противоречия — большей частью, по преимуществу “âíå”, “между”.

10.7. Золотая середина

Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находится между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

ЛК

лп

ПК

Рис. 16

ПК — правая крайность; ЛК — левая крайность;

пп — правая противоположность; лп — левая противоположность;

— область золотой середины (нормы-меры)

Далее приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

230

 

 

 

Таблица 4

ПК

ПП

ЛП

ЛК

трусость

осторожность смелость, отвага, безрассудство,

 

 

храбрость

отчаянность

Застенчивость,

скромность

гордость

гордыня,

самоуничижение,

 

 

высокомерие

забитость

 

 

кичливость

альтруизм,

любовь к другим

любовь к себе

эгоизм,

самоотвержение

 

 

себялюбие

расточитель-

щедрость

бережливость

скупость

ность

 

 

жадность

доверчивость

доверие

бдительность

подозрительность

легковерие

вера

сомнение,

скептицизм,

 

 

скепсис

неверие, безверие

прекрасноду-

оптимизм

реализм,

пессимизм

шие,

 

трезвость

 

мечтательность

 

 

 

растворение в

общение

уединение

одиночество

общении

 

 

 

национализм,

патриотизм

интернациона-

космополитизм

шовинизм

 

лизм

 

сибаритство,

полнота жизни

умеренность

аскетизм

распутство

 

 

 

бесстыдство,

раскованность

стыдливость

робость,

цинизм

В педагогике:

стеснительность

 

 

диктат, деспо-

требователь-

чуткость

попустительство

тизм,

ность

 

 

тирания

 

 

 

10.8. Противоречия в мышлении

Реальные

противоречия

(внутренние и

внешние, гар-

монические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении.

Внутренние и гармонические противоречия могут выступать в виде логически непротиворечивых мыслей, суждений, высказываний. Внешние и антагонистические противоречия могут выступать в виде логически противоречи- вых мыслей, суждений, высказываний.

На одном полюсе мышления мы видим известные законы (принципы, правила) логики — прежде всего закон тож-

231

дества и закон запрета противоречия. Они требуют тожде- ства-соответствия в мыслях (об одном и том же), требуют тождества-соответствия мыслей предмету мыслей.

На другом полюсе мышления мы видим логически противоречивые суждения, парадоксы, антиномии и т. п. Они продуцируют несовпадение, нетождество мыслей (об одном и том же) вплоть до их противоположности, продуцируют несовпадение, нетождество, несоответствие мыслей предмету мыслей.

В первом случае работает логика, во втором — интуиция. Логика и интуиция — порядок и хаос мышления, мышление по правилам и мышление без правил. Логика — против отождествления нетождественного и растождествления тождественного, интуиция не против отождествления нетождественного и растождествления тождественного; она допускает и/или продуцирует противоречивые суждения, антиномии, парадоксы. Последние играют отрицательную роль в мышлении, мешают правильному (логическому) мышлению. Тем не менее именно они заставляют думать, будят мысль, тревожат, беспокоят мысль человека. Столкновение противоречащих мыслей — неотъемлемая составная часть мыслительного процесса.

(Когда люди утверждают об одном и том же разное или даже противоположное, то возникает ситуация неопределенности или конфликта. Неопределенность, в свою очередь, в зависимости от активности или пассивности субъекта может либо провоцировать постановку задачи, либо сковать и даже парализовать его волю. Ситуация конфликта возникает в тех случаях, когда требуется однозначное понимание или решение, а его нет и нет. Эта ситуация может возникнуть как в мышлении одного человека, так и в общении разных людей.)

232

Парадоксы

Парадоксальный ум относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации.

Ж. Лабрюйер

...как только противоречия признаются, вся наука должна разрушиться.

К. Поппер

Концепция диалектических противоречий родилась из противопоставления формально-логическому закону запрета противоречия. Согласно этому закону нельзя говорить об одном и том же и äà, è íåò. Нельзя, например, говорить, что человек существует и не существует. А некоторые философы, во главе с Гегелем, считают, что так можно говорить. Что такое движение по их мнению? — Тело находится в данном месте и в то же время не находится. Вот их характеристика движения как реально существующего противоречия в формально-логическом смысле. На самом деле, диалектическое противоречие представляет собой некоторое единство, взаимодействие противоположностей, а противоположность — это не отрицание. Возьмем белое и небелое. Белое — это утверждение, а небелое — это отрицания утверждения. Небелое образовано путем отрицания белого. Противоположностями же являются белое и черное. В черном есть некоторое содержание, которое путем отрицания белого никак не высвечивается. Ведь небелым является и зеленое, и красное и черное. А черное имеет некоторое положительное содержание, которое понятием небелого не охватывается. Многие считающие себя диалектиками путают отрицание и противоположность. Они счи- тают, что диалектические противоречия имеют форму отрицания и утверждения одновременно. Отрицательное понятие включает в себе абсолютно все. Если рассматривать небелое, то здесь имеется в виду цвет. А при формально-

233

логическом подходе небелое — это все, кроме белого. Истинно диалектическая формула — это соединение противоположностей типа белого и черного. В марксизме постоянно путали формально-логические противоречия с диалектическими, и от этого возникло много парадоксов и софистических уловок, которые приводили к трагедиям. Это было характерно не только для марксистов.

Есть такое высказывание Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным”. Так она сказала в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь. Она обернула понятия. Это пример псевдодиалектики, парадоксального высказывания. То же у Шекспира: “Чтоб добрым быть / Я должен быть жесток”. (Гамлет).

Известный философ ХХ столетия К. Поппер резко выступал против диалектики Гегеля именно по причине ее парадоксальности. Критический запал К. Поппера можно понять. Действительно, эта путаница с логическими и реальными противоречиями ведет порой на дорогу ложного и ядовитого философствования, что пагубно отражается на философии и культуре в целом. К. Поппер демонстрирует, какие опасные нигилистические выводы можно сделать из вроде бы безобидного отождествления Гегелем бытия и нич- то. В самом деле, немецкий философ недвусмысленно заявляет о тождестве бытия и ничто, предварительно, правда, выхолостив содержание бытия [говоря о нем как о чистом, лишенном конкретных определений бытии]. По форме это тождество бытия и ничто выглядит как логическое противоречие “А и не-А”. А раз логическое противоречие — из него может вытекать все, что угодно, в частности, прямо противоположные жизненные концепции: оптимистическая, жизнеутверждающая и нигилистическая, жизнеотрицающая. Гегель как философ-оптимист склонял чашу весов в сторону бытия, бытийности [не случайно он “снимал” бытие и

234

ничто не в исчезании, не в прехождении, а в становлении, т. е. в направленности к бытию]. Хайдеггер же из гегелевского отождествления бытия и ничто вывел нигилистическую концепцию “бытия, идущего к смерти”.

235

Глава 11. Становление

11.1. Общая характеристика становления

Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т. е. того, что двигается, изменяется и самого движения, изменения. Изменение просто указывает на факт изменения, что происходит ка- кое-то изменение. Становление указывает не только на факт

изменения, íî è íà òî, ÷òî изменяется, каким образом

изменяется.

Далее, становление является не просто единством материи и движения, а конкретным единством. Это значит, что оно есть особое единство материи и движения, которое осуществляется в какой-то одной области мира. Мир в целом не становится и не развивается. Понятие становления характеризует лишь процессы, относящиеся к конкретным областям мира (например, к живой природе и че- ловеческому обществу).

Примерами становления являются:

а) биологический прогресс — движение от низших форм жизни к высшим;

б) исторический прогресс; в) индивидуальное становление человека как творчес-

кой личности (таланта, гения).

Интуитивно ясно, что становление является более фундаментальной категорией, чем развитие. Между тем философы незаслуженно обходят вниманием эту категорию. Если и употребляют термин “становление”, то лишь как

236

синоним развития или в значении “формирование”, “восходящая ступень развития”. В той мере, в какой понятие становления недооценивается, значение понятия развития преувеличено, гипертрофировано. Становление означает восхождение от низшего к высшему (от низших форм действительности к высшим). Развитие же означает рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности, так сказать, низшего порядка, к развитию большей степени сложности, более высокого порядка.

Внутренними моментами становления являются возможность и действительность, эволюция и революция. Возможность и действительность — стороны становления. Эволюция и революция — âèäû становления (см. диаграмму (структурную схему) категории “становление” в Таблице категорий (табл. 1) на стр. 128).

Первое “внутреннее” определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможно-

сти и действительности.

Становление только тогда является становлением, когда оно вовлекает в свою “орбиту” âñå моменты возможности и действительности, а именно, необходимость, случайность, свободу и закон, явление, сущность.

Второе “внутреннее” определение категории таково: Становление есть единство революции и эволюции. Это определение связано с первым следующим образом: Революция есть превращение возможности в действи-

тельность. Эволюция есть превращение действительности в возможность.

Здесь необходимо ввести еще две категории, обозна- чающие разные “формы” действительности в аспекте становления. Это — старое è новое (старая è новая действительности).

Тогда приведенные выше определения эволюции и революции можно интерпретировать так:

237

Эволюция — вызревание в недрах старой действительности возможности новой, постепенная подготовка старой действительности к переходу в новую действительность. Переход же в новую действительность, т. е. реализацию возможности новой действительности, осуществляет революция.

Эволюция — это превращение новой действительности в старую, старение действительности.

Революция, напротив, — переход от старой действительности к новой, обновление действительности.

Почему переход возможности в действительность характеризуется как революция? Дело в том, что действительность — это целокупность, объединяющая явление, сущность, закон, и ее изменение, переход в другую действительность означает не только смену явлений, но и переход от старой сущности к новой, от законов, управлявших старой действительностью, к новым законам. Законы и сущности, как и явления, не вечны. Их смена также естественна, как и смена явлений. Правда, если смена явлений происходит все время, то сущности и законы меняются только в период революции, т. е. в период перехода старой действительности в новую, в период коренного изменения, обновления действительности.

В недрах старой действительности зарождаются законы новой действительности, но они выступают на данном этапе не как законы, а как необходимость. Последняя есть возможность нового закона, предпосылка возникновения нового закона. Закон есть действительность необходимости, есть реализованная необходимость.

Как я уже говорил, старое и новое являются моментами действительности в аспекте становления. В связи с этим следует подчеркнуть, что становление включает оба перехода: от старого к новому è от нового к старому. Обычно,

когда говорят о

прогрессе, то видят только один

ïåðå-

õîä —

от старого к новому, обновление действительности.

 òåíè

остается

другой переход: от нового к старому

(íîâî-

238

го в старое), старение того, что когда-то было новым. Ультрареволюционеры, сверхпрогрессисты постоянно забывают об этой второй стороне становления. Отсюда их нетерпение, торопливость. В самом деле, для того, чтобы можно было переходить от старого к новому, нужно, чтобы старое áûëî, чтобы прежнее, предыдущее новое, как следует состарилось, т. е. как можно полнее одействительнилось è исчерпало себя. Только при этом условии возможен переход от старого к новому. (А иначе это будет непрерывный переход от одного нового к другому новому, скачки, ведущие к хаосу.)

11.2. Становление и развитие

Становление является по преимуществу движением от старого к новому. Не таково развитие. Оно — ряд изменений организма (сообщества), которые приводят к его усилению, т. е. это не переход от старого к новому, а развитие нового. Например, индивидуальное развитие человека от его рождения до зрелости. Здесь нет перехода от старого к новому и от нового к старому (как в случае становления). Дитя, ребенок, не является старым. Это народившееся новое, которое затем развивается до полной зрелости, “развитости”. Или, например, у человека обнаружились какие-то задатки, которые затем развиваются в способности, а последние — в талант.

Процессы развития и становления тесно переплетаются друг с другом. Так, указанные выше цепочки развития “дитя-юноша-взрослый” или “задаток-способность-талант” вплетаются, если можно так выразиться, в ткань становления. Если в одном отношении талант или гений являются развитием задатков, способностей, то в другом отношении следует говорить о становлении таланта, гения, т. е. о появлении нового, небывалого, о новом взлете человеческого гения (в смысле взлета человеческой культуры и гения вообще).

239