Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сидорина Т.Ю. Вопрос о труде и смысле жизни.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
169.98 Кб
Скачать

Что делать в отсутствие работы?

5 За несколько столетий индустриальной эпохи человечество привыкло к повседневно­му многочасовому труду, привыкло к установке: "Кто не работает, тот не ест!", к тому, что человек в трудоспособном возрасте должен иметь профессию и место работы.

5 Желательно, чтобы работа нравилась человеку, но очень часто жизненные обстоятель­ства складывались таким образом, что человек не имел возможности выбирать сферу де­ятельности.

5 Так или иначе, люди привыкли к подобному жизненному порядку - работать "через силу", "из-под палки" - который, тем не менее, не является порядком от века, а сформиро­вался в течение довольно короткого промежутка времени.

5 В Средние века ремесленники производили на продажу изделия ручной работы и со­ставляли основу городского населения, большинство из них являлись членами цехов.

5 Развивающийся промышленный рынок требовал масштабного производства, штуч­ное изготовление сменялось массовым, менялся характер труда.

5 С тех пор спектр человеческих потребностей настолько расширился, что средневе­ковый ремесленник или крестьянин не смогли бы их обеспечить, для их удовлетворения требуются фабрики и заводы, станки, поточные линии, сопутствующие учреждения, кон­тролирующие инстанции, а также многочасовой труд, лишенный индивидуального харак­тера, причем труд, далеко не для всех желанный.

5 Если вообразить себе некую идеальную модель человеческой деятельности, то в моем понимании, это должно быть свободное творчество, когда человек может сам выбирать, что ему делать, когда и где.

5 Данное рассуждение может восприниматься как утопия, но, как известно, утопии играли важную роль в жизни общества, и я бы не стала сбрасывать их со счетов.

5 Допустим, что ситуация изменится, и люди смогут посвятить свое время свободной творческой деятельности, не ограниченной контролем и заработком.

5 Что произойдет с тя­желыми, изнуряющими, скучными, безрадостными видами труда? Кто и как будет выпол­нять эти действия, если предполагается, что идеальной для человека является творческая деятельность, свободная от контроля и материальной зависимости?

5 Большинство трудоемких безрадостных процедур могут исполнять современные станки, технологические системы, компьютеры и пр. Сейчас трудно в деталях описать, как это будет происходить, кто и как будет этим управлять. Но эти проекты давно сущест­вуют, есть целые комплексы с автоматическими системами управления, этому обучают на многочисленных факультетах АСУ.

5 Согласно X. Арендт, деятельность должна оставлять след, а иначе она бессмыслен­на, она мука. Поэтому такой деятельностью не должен заниматься человек, ее нужно пе­редоверить машинам [Арендт 2000, 112—113].

5 Об этом же пишет Э. Мунье:

«распреде­ления (между всеми доли тяжелого труда. — Т.С.) трудно достичь в условиях господства физического труда, когда тяжелый труд поглощает львиную долю человеческих усилий и требует специальной подготовки или физической тренировки; оно становится все более и более легко осуществимым по мере того, как механизация делает тяжелый труд менее про­должительным и разнообразным, а также более легким» [Мунье 1999, 150].

5 Упомянутая выше концепция «конца труда в его классическом понимании» ос­новывается на том, что труд - как тяжелый нерадостный неинтересный процесс - уходит в прошлое [Бауман 2002].

5 Подобный труд сменяет разнообразная занятость, возникает модель человека деятельного, творческого, свободного.

6 Ж.-Ж. Руссо, рассуждая об антитезе "дикарь" - "гражданин" полагал, что человек в естественном состоянии - "дикарь" - "выше всего ценит покой, "гражданина" же терза­ют душевные муки, бурные страсти; бедняки обременены чрезмерными трудами, а богачи предаются еще более опасной неге, что заставляет одних умирать от нужды, а других от избытка" [Алексеев-Попов 1969, 541].

6 Гражданин, согласно Руссо, обречен на вечные хлопоты поисками источников сущес­твования.

Ибо он "всегда деятельный, работающий в поте лица, беспрестанно терзает са­мого себя, стремясь найти занятия еще более многотрудные; он работает до самой смерти; он даже идет на смерть, чтобы иметь возможность жить... Он заискивает перед знатными, которых ненавидит, и перед богачами, которых презирает" [Руссо 1969, 96-97].

6 Но антитеза этим не исчерпывается. Дикарь ценит покой и свободу, поскольку они приносят ему абсолютное наслаждение, не зависящее от мнения других дикарей.

6 Высшие же ценности гражданина, согласно Руссо, представляют собой ценность сугубо относи­тельную, условную.

«Я доказал бы, наконец, - пишет Руссо, - что если горсть людей мо­гущественных и богатых находится на вершине величия и счастья, тогда как толпа пре­смыкается в безвестности и нищете, то это происходит оттого, что первые ценят блага, которыми они пользуются, лишь постольку, поскольку другие этих благ лишены, и, оста­ваясь в том же положении, они перестали бы быть счастливыми, если бы народ перестал быть несчастным" [Руссо 1969, 94].

6 Становясь рабом своих искусственных потребностей, человек теряет независимость и свободу в самых различных ее формах — свободу гражданскую, свободу личного сужде­ния, мнения,

ибо "как только приходится смотреть чужими глазами, там приходится хо­теть чужою волею" [Руссо 1896, 75; Алексеев-Попов 1969, 343].

6 Призыв Руссо о возвращении к природе, часто вульгарно трактуемый, собствен­но призывает к возвращению к исходным ценностям человека в естественном состо­янии - покою и свободе. Столетия назад человек пустился на поиски иных, искусствен­ных ценностей. Модель труда, которую можно рассматривать в качестве гипотетической, как раз и следует концепции Руссо о спокойной и свободной деятельности в рамках спо­койной и свободной жизни в условиях научных и технических достижений, приобретен­ных в результате индустриального развития человечества.

6 Можно ли создать условия, при которых современный человек мог бы отказаться от гонки современного мира, обретя покой и свободу? Можно ли создать условия, при кото­рых человек найдет для себя интересное занятие, притом что это занятие будет благом, а не злом?

6 Эти вопросы требуют своего решения, я же обращаюсь к центральному вопросу дан­ной статьи - "Определяет ли труд смысл человеческой жизни?".