Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Музеев. 4.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
165.38 Кб
Скачать

3.5.Комическое

Комическое (слайд 31) – наиболее сложная проблема эстетики. Категория комического характеризует смешные, нелепые или безобразные стороны действительности. Существуют десятки определения комического. Они исходят либо из противопоставления его трагическому, возвышенному, серьезному, либо от состояния субъекта (физиологическое состояние субъекта – от хохота до улыбки).

Выделяются особые виды комического – остроумие, юмор, ирония, гротеск, насмешка.

Жанры комического – комедия, сатира, шутка, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура.

Приемы, дающие комический эффект – преувеличение, преуменьшение, игра слов, двойной смысл, смешные жесты и т.д.

В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден. В музыке он менее очевиден. Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое – архитектура.

И так, к классическим типам комического относятся юмор, остроумие, ирония.

Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность..

Остроумие – это высокое развитие личности, его интеллекта, оно стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушение стандартных схем и стереотипов. Остроумие связано с переворачиванием смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, или самой формой неожиданного смыслового переворота, а в сохранении двойственности, когда явный смысл противоположен скрытому, но все же доступен воспринимающему.

Ирония – способ привести собеседника к противоречию с самим собой.

Гротеск – распад привычных форм.

Осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. Платон определял комическое как душевное состояние, представляющее собой смесь печали и удовольствия. Аристотель говорил о комедии как о насмешливых песнях, изображающих действия людей неугодных. Оба они определяли комическое и смешное через безобразное. Платон считал комическое недостойным свободных граждан идеального государства, противопоставляя смешное серьезному.

Средние века изгнали комическое и комедию из официального искусства.

Возрождение снова обратилось к комедии как жанру.

В XVII в. стала формироваться теория комедии.

В русской эстетике XIXв. Комическое нередко связывалось с критикой социальной политики.

3.6.Безобразное

(слайд 32) Безобразное впервые осмыслил Аристотель – «…даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передает художник». Безобразное – дисгармония частей и целого.

Безобразное, низменное, ужасное – негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством. Без них невозможно осмысление реалий XXв.

3.7. Удивление. Эпатаж. Шок.

Эти категории – порождение XXв. Искусство меняется, первоначально рождая в каждой эпохе что-то новое, непривычно, непонятное. Нет единого, заданного раз и навсегда категориального аппарата искусства, неизменных критерий, которые бы были универсальными на все времена. Система категорий искусства изменяется вместе с самим искусством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в современном искусстве постепенно вышли на первый план категории или не известные в прошлом, или не игравшие в нем существенную роль. Выдвижение на первый план эпатирующего аспекта искусства связано в первую очередь с изменением современной аудитории искусства, когда аудитория широких масс, тянется не только к созерцательному, прекрасному, но и к удивляющему, возбуждающему, занимательному, выразительному, откровенно-шокирующему, эпатирующему. Возникли подлинно массовые виды искусства, такие как кино, фотография, которые обеспечиваются современной техникой. Однако в них заключено противоречие – массы ищут развлечения, в то время как искусство требует от зрителя эмоциональной, духовной умственной концентрации, когда индивид концентрируется на произведении искусства, погружается в него. Масскультура, культура СМИ развлекает же массы, навязывая стандартных героев и, сл-но, стандартные эмоции. Развлекательное, расслабляющее искусство незаметно проверяет, какова способность решения новых задач восприятия. Живописное полотно, чтение книги приглашают к созерцанию, размышлению. зритель может предаваться сменяющим друг друга ассоциациями. Это наслаждение, познание, воспитание. Причем ни одну из этих функций нельзя считать доминирующей. Наслаждение формирует духовный мир человека; познание развивает человека, оказывает воспитательное воздействие, позволяет реципиенту выработать морально-нравственную линию поведения. Перед кинокадром или в медиа-пространстве это невозможно, т.к. кадры сменяют друг друга с большой скоростью. Явление преобладания видеосферы приводит к тому, что человек переходит к культуре «смотрения». Восприятие не требует большого умственного усилия, всвязи с чем возникает опасность, что их потребитель пропитается чувством легкости, простоты восприятия, удобства и удовольствия. Однако контакт с избытком изображения может привести к хаосу в области информации, понятийного аппарата и т.д. Для размышлений время не остается. Постоянные персонажи кино и телеэкрана являются квазианалогами друг друга и множат себе подобных. Ценности, персонифицированные в кинематографических образах, становятся основополагающими и в ироническом детективе, и в криминальной мелодраме, и в любовном романе, и в треллере. Облегченное, «клиповое» манипулирование смысловыми единицами приводит (по З. Фрейду) к т.н. «оптической» памяти.

Почему человеку необходима не только красота, но и шок, который наиболее эффективно достигается кино? Почему искусство так настойчиво добивается эпатажа, скандала и шока? Ответы на эти вопросы можно связать с особенностями современной социальной жизни, радикально отличающейся от жизни недалекого прошлого. Потребность в шоковом воздействии – это адаптационная реакция человека на подстерегающие его опасности. Главная проблема современной эстетики – попробовать объединить новые категории искусства с категориями, традиционно исследовавшимися наукой в единую систему, опирающуюся на ясные принципы.

Демокрит «Самое лучшее для человека – провести жизнь, возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь, и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно».