Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЛАВА 11.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
55.19 Кб
Скачать

Глава 11. Обучение говорению

§ 1. Говорение как вид речевой деятельности

Говорение представляет собой вид речевой деятельно­сти, посредством которого (совместно со слушанием) осу­ществляется устное вербальное общение1.

Говорение может обладать различной сложностью, на­чиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на воп­рос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.

Переход от слова и фразы к целому высказыванию свя­зан с разной степенью участия мышления и памяти.

По Ф. Кайнцу, например, самой совершенной является та речь, пользуясь которой говорящий сознательно соотно­сит языковые знаки с соответствующим содержанием, обус­ловленным речевой ситуацией. Такая речь обозначается им терминами «инициативная» или «спонтанная». Формируя свои мысли, говорящий руководствуется собственной инициати­вой, самостоятельно выбирает предметно-смысловое содер­жание и языковой материал, включая выразительные сред­ства языка2.

Следующим видом высказывания является ответ­ная, реактивная речь. Она представляет собой реакцию на внешний стимул. В зависимости от ответа на поставленный вопрос собеседника реактивная речь может приближаться к инициативной и отдаляться от нее. Внут­ренние побуждения здесь либо совсем отсутствуют, либо имеют второстепенный, подчиненный характер.

Следующим видом речи (по мере упрощения психиче­ского характера речевой деятельности) является имитативная речь. Эта речь может рассматриваться лишь на уровне репродукции как повторение воспринятого с осо­знанием его смысловой стороны. Если осознание не имеет места, то мы имеем дело с речью автоматической,которая не является речью в полном смысле слова, хотя с точки зрения физиологии она не отличается от перечис­ленных выше типов.

При автоматической речи также имеют место ассоциа­ции, которые основываются на акустической стороне вы­сказывания1.

И, наконец, существует еще один вид речи, которую можно назвать ассоциативной или стохасти­ческой (Reihensprechen). Она осуществляется при вос­произведении отрезков текста, выученных наизусть, с опо­рой на всевозможные ассоциации, часто без верного пони­мания.

Стохастический вид высказывания не может соотно­ситься с речевой ситуацией, а следовательно, и выступать в качестве средства формирования мыслей.

Из краткого анализа данных видов высказывания вид­но, что, хотя в основу деления положены многие критерии (способ организации речи, мотивизация, наличие опор), основным из них является степень участия мышления В' речевой деятельности. Физиологические же механизмы речи выступают в одной и той же форме2.

При анализе схемы порождения речевого высказывания целесообразно остановиться на двух концепциях.

Ф. Кайнц выделяет в производстве речи два этапа.

Первый — формирование речевой интенции (речевого намерения) — включает в себя две фазы: так называемое речевое стимулирующее переживание (dra:ngendes Erlebnis) и фазы формирования суждения (Urteil).

Материал для речи дает восприятие окружающих нас предметов и явлений, наши представления и чувственные переживания. Они создают психическую основу предречевой фазы и способствуют формированию суждения. Суж­дение и говорение не идентичны для Ф. Кайнца. Первое он относит к мысленной подготовке речи, а второе — к ее порождению.

Второй этап — говорение — также состоит из двух фаз: 1) формирование внутриречевого конспекта (Diktion); 2) произнесение (Artikulation).

1 Ср., например, воспроизведение выученного наизусть текста с осмыслением содержания и воспроизведение небольшого отрывка или стишка выученного ребенком на иностранном языке, которым Он не владеет.

2 Ср. характеристику последовательности развития речи у А. Р Лурия. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., Изд-во Моск. гос. ун-та, 1959.

Мысленный внутриречевой конспект формируется на основе двух первых фаз речевого намерения. С помощью ассоциаций и детерминирующей установки возникают обра­зы слов как единство знаков и смыслового содержания.

На этапе произнесения формируется сенсорный и мотор­ный образ слова, осуществляется синтаксическая расста­новка слов и их сочетаемость.

А. А. Леонтьев представляет себе структуру речевого действия как взаимоотношение трех фаз: 1) планирование речевого действия; 2) осуществление речевого действия; 3) сопоставление и контроль, внутри которых выделяются следующие этапы: а) формирование речевой интенции; б) построение внутренней программы (замысла) будущего высказывания; в) грамматическая реализация высказыва­ния и выбор слов; г) внешнее оформление высказывания1.

При сравнении этих двух моделей производства речи можно усмотреть определенное сходство в последователь­ности этапов и их общей характеристики.

Этапы а) и б) в схеме А. А. Леонтьева также относятся к «доречевому» плану. На основе мотива и других факторов формируется речевое намерение, опосредуется речевым cубъeктивным прeдмeтным кoдoм и формируется как за­мысел (или программа) речевого высказывания. В этих компонентах отсутствуют еще сведения о грамматической структуре и конкретных словах.

Значение внутреннего программирования в теории А. А. Леонтьева не, ограничивается доречевым этапом, оно кладется в основу и всех последующих компонентов про­изводства речи.

Действие внутреннего программирования речевого вы­сказывания можно представить следующим образом. После появления у говорящего программы высказывания проис­ходит перекодировка первого элемента программы в объ­ективный языковой код и развертывание его по правилам порождающей модели до появления первого слова.

В процессе перехода от программы к реализации в язы­ковом коде функционируют механизмы: а) выбора слов;

б) перехода от программы к ее реализации; в) грамматиче­ского прогнозирования; г) перебора и сопоставления син­таксических вариантов; д) закрепления и воспроизведения грамматических «обязательств». Параллельно с реализацией программы идет моторное программирование выска­зывания.

Исполнительная часть осуществляется с помощью ме­ханизма «внешнего оформления» высказывания и выра­жается в звуковом и интонационном оформлении мысли. На начальном этапе обучения на иностранном языке пере­вод программы в собственно языковую форму отличается от такого перевода на родном и производится по схеме: программа —> высказывание на родном языке -» высказы­вание на иностранном языке. Чем выше уровень владения языком, тем меньше необходимость в промежуточном эта­пе и, наконец, он исчезает совсем.

Контролирующая часть сигнализирует о возможных ошибках в речи и тем самым способствует их исправлению. Контролирующая фаза предполагает наличие у изучающего язык эталона, который формируется в результате речевой практики и сличения собственной речи с эталоном.

По классификации И. А. Зимней, структура говорения состоит из трех последовательных частей: 1) побудительно-мотивационной, 2) аналитико-синтетической и 3) исполни­тельной1.

В побудительно-мотивационной части проявляется по­требность человека в вербальном общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания, которая затем реализуется в воздействии говорящего на других людей.

Все духовные мотивы условно могут быть разделены на три группы: интеллектуальные, моральные, эмоционально-эстетические.

Интеллектуальные рождаются в результате познава­тельной деятельности учащегося, жажды знаний, стремле­ния к расширению кругозора. Сюда следует отнести 1) це­левую мотивацию (коммуникативную) и 2) познаватель­ную, являющуюся результатом стремления учащихся к по­лучению определенного объема знаний, интереса к стране изучаемого языка, желания глубоко осмыслить ту или иную языковую форму 2.

Из сказанного выше следует, что каждое упражнение, обеспечивая мотивацию говорения, должно стимулировать познавательную деятельность учащихся, пробуждать у них интерес к занятиям.

Аналитико-синтетическая часть представлена в гово­рении в виде свернутых, внутренних умственных действий по программированию и структурированию речевого вы­сказывания, когда происходит реализация замысла выска­зывания в процессе формирования и формулировании мыс­ли. Здесь функционирует операционный механизм так на­зываемого внутреннего оформления, обеспечивающего ак­туализацию вербальных средств, грамматическое структу­рирование фраз и их трансформацию.

Важное значение для решения методических задач в области обучения говорению приобретают положения о ре­зультате говорения, который определяется как ответное действие участника общения вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осу­ществляется ли оно сразу же или через некоторое время. Этот результат проявляется в реакциях, действиях, пове­дении слушающего, реализуется в деятельности других людей.

Наименее разработанным у всех авторов, в силу боль­шой сложности и многоплановости, остается пока еще этап семантико-грамматической и словесной реализации рече­вого процесса.

Исследования, главным образом в области речевой пато­логии, позволяют считать этот этап творческой деятельно­стью, осуществляемой по определенным правилам, кото­рыми говорящий оперирует в зависимости от цели высказы­вания и ситуации общения. Характер этих правил в грам­матической реализации высказывания и выборе слов, по-видимому, различен.

Детальная разработка особенностей данного этапа имеет для обучения иноязычной речи первостепенное значение. Она помогла бы пролить свет на такие важные вопросы, как: взаимоотношение лексического и грамматического ас­пектов, возможности их формализации, последовательность развития навыков лексического и грамматического оформ­ления высказываний, их место в общем процессе станов­ления речи.