Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
II часть Физ. география океанов.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.71 Mб
Скачать

Жизнь в атлантическом океане

Донная флора Атлантики представлена в основном теми же группами, что и в Ти­хом океане, хотя и значительно мень­шим числом видов. Для фитобентоса се­верной части Атлантического океана наи­более характерны бурые водоросли, в ос­новном фукоиды, а в сублиторали — также ламинарии и алярии, красные водоросли. В тропической зоне фитобентос представ­лен многочисленными зелеными водоро­слями (каулерпа и др.), из красных преобладают известковые литотамнии, из бурых — саргассовые. В южном полуша­рии донная растительность представлена главным образом ламинариями.

543

Фитопланктон Атлантического океана насчитывает 245 видов. Примерно равным количеством видов (60—80) представлены перидинеи, кокколитофориды, диатомовые. Последние имеют четко выраженное зо­нальное распространение, максимальное количество их обитает в умеренных широ­тах северного и южного полушарий, при­чем основные виды на севере и на юге раз­личные. Наиболее плотно население ди­атомовых в полосе Течения Западных ветров.

В животном мире Атлантики по сравне­нию с Тихим океаном наблюдается некото­рая обедненность фауны: так, наиболее примитивные формы мечехвостов, некото­рые древние рыбы, морские змеи в Атлан­тике отсутствуют. Кораллы из группы гри­бовидных (фунгия) в Атлантическом океа­не представлены лишь одним родом, в Ти­хом — тремя. Однако некоторые группы рыб в Атлантическом океане представлены значительно богаче, чем в Тихом.

Распределение бентоса, планктона и не­ктона имеет ярко выраженный зональный характер. Зонально изменяются и количе­ство видов, и общая биомасса. В субан­тарктических и антарктических водах из рыб имеют промысловое значение нототе­нии, путассу и др. Бентос и планктон в Ан­тарктике бедны и видами и биомассой. В Субантарктической зоне и в прилегающей полосе умеренной зоны биомасса дости­гает максимума, но количество видов зна­чительно меньше, чем в тропиках. В зоо­планктоне преобладают веслоногие рачки («криль»), птероподы, в нектоне — из мле­копитающих киты, ластоногие, из рыб — нототениевые. В тропическом поясе зоо­планктон представлен многочисленными видами фораминифер и птеропод, несколь­кими видами радиолярий, веслоногими, личинками моллюсков и рыб. Характерны сифонофоры, различные медузы, из крупных головоногих — кальмары, а в числе бен-тальных форм — осьминоги. Промысловые рыбы представлены макрелью, тунцами, сардинами, в областях холодных тече­ний — анчоусами. К тропической и субтро­пической зонам приурочены кораллы, кото­рые, за исключением района Карибского моря, значительно беднее видами и общей биомассой, чем в Тихом и Индийском океа­нах.

Умеренные широты северного полуша­рия характеризуются обильной жизнью при сравнительно небольшом разнообра­зии фауны. Из промысловых рыб наиболь­шее значение имеют сельдь, треска, пикша, палтус, морской окунь. Для зоопланктона наиболее характерны фораминиферы, копе-поды. Наиболее обилен планктон в районе Ньюфаундлендской банки и Норвежского моря. Его средняя биомасса здесь больше, чем в соответствующих широтах в Тихом океане.

Глубоководная фауна Атлантического океана представлена ракообразными, иг­локожими, специфическими родами и се­мействами рыб, губками, гидроидами. Ультраабиссаль Атлантического океана изучена хуже, чем в Тихом океане. В жело­бе Пуэрто-Рико обнаружено несколько ви­дов эндемичных полихет, изопод и голоту­рий.

В Атлантическом океане выделяют че­тыре биогеографические области: 1) Арк­тическую; 2) Северо-Атлантическую; 3) Тропика-Атлантическую и 4) Антарктиче­скую. Арктическая область представляет собой часть Арктической биогеографиче­ской области Северного Ледовитого океа­на. В Атлантике к ней относят районы, прилегающие к Гренландии и Лабрадору. Северо-Атлантическая область охватывает в основном умеренные широты северного полушария. Тропико-Атлантическая об­ласть соответствует тропическим и эквато­риальным широтам, Антарктическая об­ласть охватывает умеренную, субантаркти­ческую и антарктическую зоны южного полушария.

Атлантический океан с незапамятных времен является местом интенсивного мор­ского рыбного и зверобойного промысла. Китобойный промысел в Бискайском зали­ве велся басками еще в XI—XII вв., немно­гим позже начался промысел ластоногих русскими поморами в Баренцевом море. Промысловый лов в Северном море ведется со средних веков, а после открытия Амери­ки в XVI—XVII вв. развертывается про­мысловое рыболовство на Большой Нью­фаундлендской банке и банке Джорджес.

С изобретением гарпунной пушки в се­верной Атлантике киты были в основном истреблены еще в конце прошлого века. В послевоенное время в связи с массовым

544

развитием пелагического китобойного про­мысла в антарктических водах Атлантиче­ского океана киты здесь также были близ­ки к полному истреблению.

Резкое возрастание мощностей и рево­люция в технике рыбного лова привели к тому, что промышленное рыболовство рас­пространилось почти на все районы океана, причем интенсивность рыбного лова и зве­робойного промысла стала принимать по­истине угрожающие масштабы. Все боль­шее значение приобретает глубинный лов (макрорусы, путассу, морской окунь и др.). Общая оценка биологической продук­тивности Мирового океана в целом и Ат­лантического океана, сделанная 15—20 лет назад, оказалась завышенной по крайней мере на 1—2 порядка. Расчет хозяйствен­ной продукции велся на основе определе­ния первичной продукции, не учитывалось число трансформаций этой продукции, свя­занных со сложностью трофических цепей в биологии океана. Причиной завышения оценки биомассы нектона была и механиче­ская экстраполяция уровня конечной про­дукции неритической зоны на зоны откры­того океана. Ранее предполагалось, что до­пустимый объем лова в Атлантическом океане 50 т/км2 в год. Фактически при чрезвычайной интенсивности современного лова средний улов в Атлантическом океане составляет лишь 0,25 т/км2 в год. В тече­ние 70-х годов улов рыбы в Атлантическом океане составлял 20—23 млн. т и около 1 млн. т китов, включая кашалотов/ В ос­новном лов ведется на глубинах до 600 м. Добыча глубоководных рыб пока еще неве­лика. Все эти стратегические ошибки океа­нического рыболовства ведут к огромному оскудению рыбных запасов поверхностных вод океана и ставит их под угрозу полного уничтожения. Лозунг о «неисчерпаемости биологических ресурсов океана» оказался совершенно несостоятельным.

В последнее время часто указывается, что основной биологический ресурс Миро­вого океана — это не рыба, а планктон. Но основную часть продукции планктона сос­тавляет фитопланктон. Отношение био­массы фитопланктона к продукции состав­ляет от 1:50 до 1:100. Следовательно, нель­зя не сделать вывода о нереальности про­мышленной добычи планктона. Достаточно сказать, что для получения даже одной

тонны зоопланктона, отношение биомассы которого к продукции значительно выше, потребуется профильтровать до 1 млн. т воды. Поэтому главный ресурс практиче­ского использования морской биомассы Атлантического океана — это нектон. Но для его правильного потребления необхо­дим строго регулируемый промысел. Пере­ход к рациональным формам ведения ры­боловства даст человечеству дополнитель­ные белковые ресурсы и одновременно ог­радит океан от оскудения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]